Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Ангобы изделий из Кафыр-Калы

25.06.2010 г.

Исследование ангобов изделий из Кафыр-Калы и Пенджикента позволило отметить для них целый ряд характерных деталей.

1.Данные химических и микрохимических анализов свидетельствуют о том, что для ангобирования употребляли сильно ожелезненные, легкоплавкие глины, охры, светложгущиеся глины каолинового типа.

 2.В качестве красящего вещества пигмента в красных ангобах выступали во всех случаях окислы железа.

 3.При приготовлении масс для ангобирования мастера использовали не только хорошо подобранные глины, но и специальные смеси глиняных масс, обладающие определенными свойствами. Такие ангобы были обнаружены на ряде пенджикентских изделий (мисочках). В этих случаях ангоб очень часто приготовляется из смеси красящей глины с обработанной массой черепка. Примесь в массе ангоба в виде привнесенной намеренно или случайно глины черепка или специально подобранной инородной глины фиксируется порой довольно четко. Смешивание глиняных масс производилось с целью улучшения соединения ангоба с основной массой черепка.

Этнографические данные дают нам материалы о применении приема смешивания глин для улучшения качеств ангобной массы и цветовых качеств ангоба. Так, по свидетельству Е. М. Пещеревой, «в Ташкенте, кроме белого ангоба из чистой огнеупорной глины, делают также ангоб красновато-рыжего цвета из железистой глины - чуша, и, кроме того, смешивая эти два вида глины вместе, причем на одну часть белой глины кладут две части железистой». В современных условиях часто смешивают. искусственно приготовленные ангобы с некоторым количеством материала черепка. «Для лучшей согласованности между черепком и ангобом желательно в состав ангоба вводить отмученную глину, используемую для изготовления черепка, если она после обжига имеет светлый чистый тон». Э. Бердель рекомендует добавлять в ангобную массу глиняную массу черепка в количестве 10—15, что значительно улучшает качество сцепления ангобной массы с черепком, поскольку усадка ангобной массы в этом случае близка к усадке черепка при обжиге.

 4. Глиняные массы, используемые для ангобирования изделий, тщательно обрабатывались, перемешивались, растирались. Мы уже останавливались коротко на характеристике качества обработки сырьевого материала, описании специальных приспособлений, отмеченных в источниках — ситах (шелковые, шерстяные), ступках. В определенной степени восстановить характер обработки глиняных масс ангоба помогают этнографические материалы. Приготовлению массы ангоба, согласно этим материалам, придается большое значение. Так, современный каратагский мастер Сайд Расулов готовит глиняную массу для ангобирования из ангренской глины. Глину разбивают на мелкие кусочки и заливают водой до полного ее распускания. Масса оседает на дно, сверху остается чистая вода (0,5 ведра). Приготовив специальное сито из мешковины и сложенной втрое марли, мастер чашкой зачерпывает глину и пропускает ее через это сито в таз. В тазу масса доводится до определенной консистенции. Эта обработанная глиняная масса и употребляется в качестве ангоба — наносится на поверхность сосудов поливанием их из пиалы.

 Сходным способом производилась обработка глины для приготовления ангобной массы в Шахрисябзе. «Ангоб для более дорогой посуды делается из белой огнеупорной глины, а посуду погрубее покрывают кара гилбута более темной. Огнеупорную глину мельчат деревянной колотушкой, промалывают на ручной мельнице и разводят в большом сосуде с водой, дают постоять, чтобы она хорошенько размокла, а затем разминают и размешивают руками, разводя ее до густоты жидкой сметаны. После чего процеживают ее через мешок из бумажного полотна в большой чугунный котел и разводят еще водой, доводя до густоты сливок».

 Самаркандские мастера, по сообщению А. К. Писарчик (материалы 1940 г.), для белого ангоба употребляли гильбуту — белую глину, которую вначале растворяли в воде, а затем пропускали через редкую тряпочку. Для красного ангоба использовали красную глину кзылкесак, обрабатываемую точно таким же образом. На основании этнографических данных и письменных средневековых источников мы можем предположить сходные приемы при получении средневековых ангобов. Но самым лучшим свидетельством хорошей обработки массы ангобов являются сами ангобы керамических фрагментов средневековых изделий. Глиняная масса ангобов зачастую представляет собой почти совершенно аморфную массу пелитовой структуры. Иногда для белых ангобов отмечаются глиняные массы, в составе которых находятся зерна кластического материала диаметром 0,02—0,04 мм. Размеры их во многом определяют качество обработки глины ангоба. Однако в тех случаях, когда они аналогичны кластическим зернам в массе черепка, можно предполагать смешивание глиняной массы, предназначенной для ангоба с массой черепка во время нанесения ангоба.

 5.     Глиняные массы ангобов различны по своему качествен ному составу. Так например, для керамики раннесредневековых памятников Кафыр-Калы и Пенджикента отмечается несколько повторяющихся видов глиняных масс, характеризующихся определенным составом и внутри которых имеют место менее значительные различия — варианты. По предварительным исследованиям в Пенджикенте четко фиксируется три повторяющихся вида глиняных масс красного, четыре белого ангоба для нижнего слоя и три вида глиняных масс для красных ангобов верхнего слоя. Для Кафыр-Калы удалось выделить пока два варианта глиняных масс красного ангоба и два для ангоба белого. Различия масс определяются их химическим составом, характером, структурой.

 6.     Слой ангоба имеет весьма разную толщину, от тончайших пленочных покрытий 0,002 мм до 0,1 мм. Неровность толщины ангоба отмечается и на одном фрагменте. Необходимо отметить, что средняя толщина белых ангобов значительно больше, чем ангобов красных. Толщина ангобного слоя является важным показателем в определении качества ангоба. От, толщины зависит характер его сцепления, плотность, цвет. Среди красных и белых ангобов керамики нижнего Пенджикента встречаются очень плотные и толстые ангобы, в 1,5 мм. Всегда плотный слой ангоба имеет, например, изделия типа котлов и других сосудов из отощенной глины.

Тонкие ангобы имеют лучшее сцепление с основной массой черепка, а чем толще ангобный слой, тем труднее регулировать правильное сочетание ангобной массы и черепка. «Чем тоньше пленка, тем она эластичнее и тем объемные напряжения, при прочих равных условиях, настолько уменьшаются, что силы прилипания приобретают главенствующую роль и обеспечивают высокую сцепляемость». Характер соединения ангоба с черепком разный. Иногда ангоб как бы врастает в черепок, в других случаях он легко снимается корочкой. При микроскопическом изучении среза ангобированного черепка изделий Пенджикента, Кафыр-Калы в прозрачном шлифе хорошо фиксируется характер промежуточного слоя (между ангобом и черепком), разный характер взаимодействия черепка и ангоба.

7.     Степень и характер обжига ангобной массы не одинаковы для разных изделий и даже иногда для одного. Так, отмечаются варианты неровного обжига, пятнистость красных ангобов раннесредневековых изделий. Темные черные пятна, например, на изделиях Пенджикента получились за счет неровной среды в печи, локального восстановления пламени.

От температуры обжига и от тонкости обработки ангобных масс зависит их спекаемость. Порой ангобы образовывали довольно плотные блестящие пленки, получаемые за счет плавления глиняных ожелезненных частичек в результате уплотнения тонкодисперсной массы ангоба, за счет плавкости ожелезненной глины и сравнительно высокой температуры, достаточной в данном случае для частичного спекания ангоба. Под микроскопом отчетливо просматривается разный характер изменений железистых соединений в глинистой массе ангоба, разная степень спекаемости глиняных масс. Железистые соединения в красных ангобах занимают особое место, не только придавая соответствующую окраску массе, но и делая глину особенно плавкой, способной давать гладкую плотную пленку. Необходимо отметить особую чувствительность железистых, соединений к высоте температуры и продолжительности обжига. Так, при достаточно сильном и продолжительном обжиге они меняют свою окраску, частично светлеют. Однако при содержании железа более 5% красный цвет глиняной массы остается и при высоком обжиге более устойчивым.

Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
« Пред.
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.