Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Красные подглазурные ангобы в Средней Азии

25.06.2010 г.

Красные подглазурные ангобы в Средней Азии были менее распространенными, чем белые. Они характерны для керамики Афрасиаба, Магиана и очень мало употреблялись, например, в Хульбуке, Мерве, Фергане. Для Хульбука отмечаются варианты ангоба черного (фиолетово-черного) под прозрачной глазурью и красного под окрашенной (зеленой, желтой, коричневой) глазурью. Среди афрасиабской керамики краснофонная керамика вместе с чернофонной составляет довольно выразительную группу. О. Г. Большаков, полагая, что этот тип керамики самаркандского происхождения, отмечает, что краснофонная глазурованная керамика очень редко встречается за пределами Мавераннахра. Даже в Мавераннахре она находится в массе только в Самарканде, например, ее нет, в пайкендском материале, довольно близком к афрасиабскому. Красный подглазурный ангоб употреблялся и под прозрачной бесцветной глазурью и под глазурью окрашенной (вариант, распространенный в керамике различных комплексов).

Исследование красных подглазурных ангобов афрасиабской и магианской керамики в прозрачных шлифах под микроскопом позволило отметить характерные черты их. Красный ангоб на магианских изделиях положен густым, плотным сравнительно ровным слоем. Толщина его колеблется от 0,03 до 1,5 мм. Сцепление ангобов с черепком прочное.

Под микроскопом хорошо просматривается слой взаимодействия ангоба с глазурью — промежуточный слой (ангобная масса, сцементированная стеклом). Факт образования промежуточного слоя значительно отличает ангобы подглазурные от обычных красных. Но так же как и обычные ангобы неполивной керамики они образуют компактную тонкодисперсную, сильно ожелезненную красно-бурую или красно-коричневую массу. Порой глина ангоба имеет вид совершенно аморфной массы. По своему минералогическому составу ангобы представляют в общем плане тонкодисперсную, сильно ожелезненную глину пелитовой структуры. Кластический материал, как правило, составляет очень небольшой процент (9—10%) или практически отсутствует.

При микроскопическом изучении шлифов фрагментов различных красноангобированных глазурованных изделий Магиана, несмотря на многие общие, характерные черты, выявились разные по своему виду, минералогическому составу и степени обработки варианты ангоба. Так же как и для обычных, для подглазурных ангобов употребляли смеси глин. Такой ангоб, приготовленный из смеси ожелезненной тонкодисперсной глины с другой глиной более грубой структуры (возможно, из глиняной массы черепка), зафиксирован, например, для двух фрагментов магианской керамики.

Красные подглазурные ангобы создавали прекрасный ярко-красный, оранжевато-красный, красно-коричневый фон для подглазурной росписи под прозрачной глазурью, они изменяли цвет и придавали своеобразный оттенок зеленым и бирюзовоокрашенным глазурям. Под микроскопом хорошо просматривается верхний слой прозрачной, бесцветной или окрашенной глазури по неровной границе окрашенного промежуточного слоя над цветной массой ангоба.

Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.