Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Особенности светлых ангобов

25.06.2010 г.

Светлые ангобы, характерные для керамики X— XI вв., различаются по цвету, оттенкам, плотности, толщине. И вид ангобов иногда связывался с определенным типом изделия. Н. Н. Вактурская, указывая на то, что неполивные изделия Хорезма «облицованы снаружи светлым ангобом кремового оттенка», отмечает численно незначительную группу изделий с серым ангобным покрытием. В эту группу входят почти исключительно кухонные горшки. Кухонные изделия Хульбука, Магиана, Афрасиаба имеют покрытия, отличные от покрытий обычной столовой посуды (в основном по толщине или плотности).

 Богатую гамму оттенков дают изделия Хульбука. Здесь от-мечаются ангобы зеленовато-серого цвета, почти белые с оттенком охры светло-коричневой, желтовато-белые. Приготовлялись они из разных глиняных масс различным образом. Так например, один из широкогорлых кувшинов (шифр ЮЛ-140/32 —коллекция Института истории АН Таджикской ССР) имеет с внешней стороны светлый ангоб с оттенком охры светло-коричневой. Толщина его 0,2 мм. Он представляет собой плотную массу с многочисленными мельчайшими песчинками и неровным, но плотным слоем покрывает поверхность изделия. Соединение ангоба с черепком хорошее. Состав смешанный: светлая огнеупорная глина с запесоченной глинистой породой. Примесь хорошо фиксируется под микроскопом. Соотношение светлой глины к другой запесоченной приблизительно 60:40.

Ангоб фрагмента другого изделия (KJI-140/68) приготовлен из глины каолинового типа. Содержание кластического материала очень небольшое, всего 5%, железистые соединения почти полностью отсутствуют, составляя сотые доли процента. Обработка глиняной массы тщательная. Обжиг ровный.

 Светлым ангобом разных оттенков покрывались обычно так называемые расписные сосуды. Роспись на этих изделиях по светлому ангобу наносилась красной охрой. Очень разнообразны по своему виду ангобы расписных изделий Магиана, Map-дат-Сая (Хутталь) — зеленовато-серые, светло-желтые, розовые, бело-серые. Исследования свидетельствует о том, что различие в цвете ангобов керамики одного комплекса зависит не только от характера обжига, но и от различия глин, употребляемых для ангобирования. Так, несколько глиняных масс отмечено для магианской керамики, керамики Мардат-Сая. Покрывая поверхность изделий то тонким, почти прозрачным слоем, то толстым и плотным, ангобы расписных сосудов имеют разный характер и степень сцепления с основной массой черепка. Средняя толщина ангобов расписной керамики Хульбука и Мардат-Сая (Хутталь), Калаи-Боло (Исфара), Магиана (Согд)—0,09—0,3.

 Итак, светлые ангобы обычных, неполивных и расписных изделий, как показали микроскопические исследования и химические анализы их, изготовлялись из однородных и смешанных глиняных масс.

 Качественная светложгущаяся глина смешивалась с массой черепка, взятой в небольшом количестве, с запесоченной породой, с песком. Процентное соотношение составных частей в смешанных массах 70: 30 (где 30 составляет примесь). Ведущими являются специально подобранные, обычно более качественные, чем глины черепка, светложгущиеся глины. Характерно при этом, что глины отличаются по своему качественному составу не только для разных керамических комплексов, но и для одного и того же объекта. Очевидно, мастера брали глину, используемую для ангобирования, из разных месторождений, или разных участков месторождений.

 Масса, предназначенная для ангобирования, специально обрабатывалась, примесь же песка делала ее более крупнозернистой.

Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.