Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Особые подглазурные ангобы

25.06.2010 г.
Смешанные массы из разных глин или глин и песка для подглазурных ангобов известны и по этнографическим данным. Так, например, ташкентские мастера приготовляют особый подглазурный ангоб «лоя» из смеси кварцевого песка, пропущенного через жернова и белой обработанной глины «гильбута». В эту смесь добавляют «охор»— клейстер для лучшей связки. Для обычных подглазурных ангобов ташкентские мастера, по свидетельству К. Рахимова, употребляли глины местности Облык (в 100 км от Ташкента), сукайты-карнабскую белую глину (в 40 км от Кермине), султан-атин-скую белую глину, 250 км от Хивы и др. Самаркандские мастера, по материалам А. К. Писарчик,209 приготовляли светлый подглазурный ангоб из смеси белой глины гильбуты 50% и толченого кварцевого камня (ок-таш)—50%.

С точки зрения современной технологии, добавление к глиняной массе ангоба полевого шпата и кварца при подборе необходимого состава не только допустимо, но даже полезно, особенно при щелочных глазурях. Присутствие в ангобе полевого шпата улучшает, в частности, спекание ангоба в сильном жару. В состав искусственных ангобов иногда входит отмученный мел.210 Применение отмученных мергелистых глин при изготовлении ангобных масс известно для средневековых ангобов. Например, некоторые ангобы Хульбука приготовлены, как показали исследования, из мергелистых глин.

Увеличение содержания кремнезема в ангобной массе, отмеченное для средневековых образцов и известное по этнографическим данным как технологический прием, имеет свою историю. Если в подглазурных ангобах изделий со свинцовой глазурью XI в., в частности хульбукских, песок (кварцевый) как примесь к глиняной массе составляет очень небольшой процент и не характерен, то позже, при щелочных глазурях, ангоб становится по настоящему высококремнистым, где примесь кварцевого песка или толченого кварца обычно составляет более 50%. Это является ярким и характерным примером особенностей исторического развития керамики и взаимосвязи различных технологических приемов. В настоящее время еще трудно проследить подробно связь различных вариантов ангобов с разными видами щелочных и свинцовых глазурей, выявить характерные особенности подглазурных ангобов изделий одного и разных центров, поскольку для этого потребуется еще масса исследований керамики многих средневековых комплексов.
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.