Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Подглазурный ангоб – как вид глиняной массы

25.06.2010 г.

Сам подглазурный ангоб имеет вид компактной, хорошо обработанной глиняной массы. Но характер, состав его могли быть, как показали микроскопические исследования, различными для разных фрагментов, как одного комплекса, так и многих комплексов. Отличия эти связывались с видом и качеством глиняных масс, употребляемых для изготовления ангоба, с составом, со степенью, качеством и характером обработки их.

В результате изучения данных химического, спектрального, микроскопического анализа подглазурных ангобов Хульбука удалось выявить ангобы, приготовленные из разных глиняных масс. Хорошо фиксируются три повторяющихся варианта глиняных масс, отмеченных для небольшого числа исследованных фрагментов. Они различаются по своей структуре, качественному составу, характеру сырья. Наиболее характерными являются глиняные массы, представленные в ангобах фрагмента КП-140/743 (высокое содержание алюмосиликатов и очень небольшое, равное десятым долям процента содержание окиси кальция при практическом отсутствии железа и щелочей), фрагмента КП-140/333 А (большое содержание алюмосиликатов при значительном содержании окиси железа—до 5,6%). В этих массах очень мало окислов кальция и магния. Спектральный анализ показал наличие соединений олова. Глиняная масса ангобов фрагментов КП-140/249, КП-140/205 А, КП-140/26 А отличается заметным содержанием щелочей. Для Магиана удалось выявить два варианта таких масс: для небольшого числа образцов из Афрасиаба — три. Разница глиняных масс подглазурных ангобов связывалась с качеством глин, взятых с разных участков месторождения или самих месторождений, с разным способом приготовления и обработки их.

Подглазурные ангобы могли приготовляться из смеси двух или нескольких глиняных масс или глиняной массы и инородной породы. Так, например, масса ангоба одной из хульбукских чашечек с округлыми стенками была изготовлена из смеси двух пород. Основную часть смеси составляет пластичная очень светлая, тщательно обработанная глина. Кластический материал, содержащийся в ангобной массе, в. значительном количестве представлен кварцем, плагиоклазом и привнесен в светлую глину примесью, в качестве каковой выступал, очевидно, песок (возможно, кварцевый). Привнесение в массу, предназначенную для ангобирования, дополнительного количества кремнезема, позволяло при необходимости получать высококремнистые ангобы, которые предназначались для щелочных глазурей.

В уже упоминаемом выше трактате кашанского мастера (1301 г. н. э.) одним из главных веществ, употребляемых при изготовлении глазурованной керамики, называется белый камень, состоящий из песка,— «подкладка». Р. Виндерлих предполагает, что под названием «подкладочного камня» скрывается полевой шпат. Последний получил такое название, возможно, за то, что являлся составной частью подглазурного ангоба — высококремнистой массы, употребляемой в глазурованных изделиях с XII в., так же как и самой основы кашинного черепка.

Последнее обновление ( 26.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.