Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Подглазурный ангоб

25.06.2010 г.
Подглазурный ангоб является особым, очень своеобразным приемом в технике ангобирования. Так же, как и обычный ангоб, он служит для улучшения декоративных и технических качеств сосуда, однако имеет и другое назначение.

Подглазурный ангоб прежде всего наносится на черепок и покрывается глазурью, т. е. слой его занимает промежуточное положение между черепком и глазурью. Последняя выполняет целый ряд функций ангоба — уменьшает водопоглощение, придает поверхности более красивый вид. Однако у подглазурного ангоба появляются новые функции: создание поверхности для ровного разлива глазури и ровного цвета ее, обеспечивание прочного соединения между черепком, ангобом и глазурью. Вырабатывается специальная технология приготовления его.

Подглазурный ангоб появляется в Средней Азии позже, чем глазурь. Наиболее ранние варианты глазурованной керамики, известные до настоящего времени в Средней Азии в материалах Афрасиаба, Тали-Барзу, Мерва не имели, как показали исследования (в том числе и микроскопические) подгла-зурного ангоба. А. Лейн не отмечает специально подглазурный ангоб, как этб он делает во всех остальных случаях, для ближневосточных сосудов доисламского периода, опубликованных им в его работе «Исламская керамика с 9 по 14 вв.». Подглазурный ангоб не отмечается и Н. Толем для глазурованных парфянских сосудов из Дура-Европас. Приводя качественный состав глазурей и описывая характер теста черепка, Дебе-вшзне указывает на присутствие подглазурного ангоба и на глазурованной керамике Селевкии. Возможное отсутствие в рассмотренных случаях подглазурного ангоба, приготовленного из тонкообработанных глиняных масс, может быть объяснено и тем, что для щелочных глазурей такая глиняная подкладка не требовалась, более того, щелочные глазури на высокоглинистом материале не получаются качественными, а поскольку преобладающими были именно щелочные, не было потребности в изобретении такого ангоба. Кроме того, парфянские изделия, например, имели окрашенные глазури.

 Не указываемся специально на подглазурный ангоб и на изделиях со свинцовой глазурью, отмеченной рядом исследователей для древнего периода в Малой Азии, в Египте.

Отмечая подглазурные ангобы для изделий Египта «арабского периода», А. Лукас указывает на то, что они характерны далеко не для всех изделий и связываются с определенной группой керамики. Он приводит таблицу, иллюстрирующую количественное содержание среди керамики Египта арабского периода образцов, имеющих подглазурный ангоб.
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.