Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Аудиенц-зал

24.09.2009 г.

Аудиенц-зал (13,5Х5 м) в соответствии с давней традицией этого типа сооружений заключал тронное место (тахт) со скрытым позади престола проходом во внутренние помещения. Ему надлежало быть открытым спереди большим арочным сводом (как в старых сасанидских дворцах).

 В развитие этого принципа аудиенц-зал термезского дворца представлял собой уже не целостный пространственный объем, а ряд сопряженных пространственных форм, расчлененных массивными пилонами. Благодаря выступающему вперед айвану тронное место отодвигалось как бы в глубь сцены. Архитектурным членениям и формам была придана исключительная массивность, отвечавшая основному материалу сооружения — сырцу. Однако здание не должно было быть грузным. Сырец позволял еще дать новые архитектурные решения старым планировочным и конструктивным схемам.

Зал был разбит пилонами на три нефа: средний — высокий, в два «этажа»; боковые, охватывающие его с трех сторон,— низкие. Они создавали как бы коридор вокруг главного помещения. Над коридором размещалась, по-видимому, галерея с интерколумниями, открытыми внутрь аудиенц-зала. Этот архитектурный принцип напоминает восточные базилики, данные в своеобразном варианте, с применением массивных сводчатых перекрытий и арок стрельчатой формы.

Стены, пилоны и украшавшие их угловые колонки были облицованы фигурным и резным жженым кирпичом разных форм и очертаний; для этого употреблялся пиленый, подточенный и лекальный кирпич до тридцати видов. В редких случаях рельефные выкладки узоров из кирпича дополнялись резьбой.

Здесь мы имеем законченный тип дворцового зала, порожденный еще старой архитектурной концепцией коридорообразных помещений, разбитых с помощью пилонов на ряд небольших участков, с использованием разной высоты крытых сводами помещений для устройства галерей. Последние были вызваны конструктивными соображениями (для уничтожения распора свода среднего высокого помещения). Но уже сама идея вытянутого вверх зала, повлекшая за собой применение возвышенных арок стрельчатого очертания, была следствием новых потребностей и представлений.

Рельефный кирпичный узор сохранял пластические качества стены. Его непритязательная простота и строгое соответствие поля членениям стен отвечали сдержанности и лаконизму раннесредневекового зодчества. Вместе с тем кирпичная мозаика позволяла усложнять узоры: перевязка кирпича и выкладка по рисунку рождали увлечение сложными наборами, а затем и применение целых блоков с имитирующим кирпичики узором. Пиление и подточка, в свою очередь, приводили к поискам более рациональной обработки штучных изделий еще до их обжига.

Момент, казалось бы, чисто технический или технологический был неразрывно связан с определенным кругом архитектурных идей.

Последнее обновление ( 30.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.