Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Бируни

24.09.2009 г.

Бируни вспоминает времена, когда в определенный день года, согласно обычаю, делали из теста или из глины изображение человека и ставили его у ворот. Обычай этот был, по его словам, народным («этого не делали в жилищах царей»), но в его время (XI в.) этот обычай был оставлен, «так как в нем есть нечто сходное с многобожием и неверием».

 Религиозное ханжество правителей идет в ногу с происками духовников, и скульптурные изваяния исчезают повсеместно.

Никогда еще искусство бытовой вещи не испытывало такого натиска тем и сюжетов изобразительного искусства, как в эту пору. Они были переданы ему исчезнувшей скульптурой и монументальной живописью. Скульптурные изваяния были не просто уничтожены (искусство ваяния воскресло бы непременно). Скульптура распалась изнутри под воздействием новых художественных идей, сменивших старые. Был утрачен язык пластических форм, и это сломило скульптуру больше любых запретов и насильственной расправы с ней фанатически настроенной массы верующих.

Кажется, что скульптуру поглотил плоский орнамент. Вместе с тем можно назвать немало образцов мелкой пластики переходной эпохи изобразительного характера, где орнамент отсутствует вовсе.

Из меди, свинца, олова, камня, пасты и прочих материалов, пригодных для мелкой пластики, выделывались крохотные вещицы с фигурками птичек, зверюшек, фантастических существ, реже людей.

Здесь мы найдем бронзовых и серебряных птичек в виде подвесок, свинцовую фигурку верблюда, булавки с изображением петуха, птицы с хохолком, сидящей обезьянки, бронзовые и серебряные человеческие фигурки, нефритовые статуэтки — людей и львов, головку кошки, печати серебряные в виде статуэток стоящих зверей с гравированными арабскими надписями и медную статуэтку стоящего льва с арабской надписью «Абукер». Скульптура выродилась в мелкие металлические и костяные поделки, служившие для украшения и в качестве амулетов. Они как-то возмещали потребность широких слоев народа в искусстве пластики. Но это были безделушки, в которых фантазия мастера-ремесленника, привыкшего видеть в искусстве лики людей и животных, искала посильного выхода.

К человеческим фигуркам отношение стало нерадивым. Будто подчеркивалось, что сделано это только на забаву. Со времен терракоты, прославлявшей эпических героев, многое изменилось. В VI—VIII веках героев высоко чтили; в IX— X     веках их вытесняют неказистые фигурки; былые кумиры изображаются страшными, враждебными людям существами, их превращают в игрушки и отдают на забаву детям. В XI — XII   веках они исчезают вовсе и лишь как след былого мы все еще встречаем в эту пору лепные изображения коня и слона. Они в схематически исполненной бронзе, а голова животного часто в начельнике из полос и пластин. Как бы подчеркивалось, что это не живое существо, а нечто неодушевленное.

Последнее обновление ( 30.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.