Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Древние прикладные искусства

24.09.2009 г.

Зародившись в самые древние времена как порождение примитивных религиозных верований, многие подобные же образы полуземных-полукосмических существ, пройдя длинный путь развития древней мифологии и эпоса, как бы вновь возвращаются в питавшую их веками народную среду, сливаясь вновь с народным поэтическим творчеством и его фантастикой.

Как еще один пример подобного пути развития образов древнего искусства можно назвать изображение орла. Налепы неполивного сосуда из Музея искусства народов Востока изображают его с полуопущенными крыльями. Другой фрагмент тонкостенного сосуда из серой глины, без ангоба, рисует пернатого хищника более отчетливо, с подобием личины на груди. А в фондах Эрмитажа мы находим и целый сосуд — кружку из легкой пористой массы-кашина с зеленой поливой"; на тулове ее оттиснут с одной стороны одноглавый орел с личиной, с другой — лунный диск с тюльпанами.

Нужно ли говорить о том, что и тот и другой мотив не нов; будучи связаны между собой, они уходят своими корнями в древнее искусство и юга и севера. В ирано-сасанидской торевтике памятно изображение орла, держащего перед собой, на груди, фигурку женщины81. С ним же перекликается иного происхождения, но схожий мотив орла с личиной на груди в древнем искусстве Приуралья. Тот же мотив мы встречаем на глиняной с подглазурной гравировкой чаше раннемусульманского времени в Иране. Появление схожих изображений орла в искусстве Средней Азии едва можно объяснить заимствованием этого мотива. Орел изображался на восточном серебре (например, несущим джейрана), но также н в росписях Варахши как мотив украшения местных тканей. Но и не это главное. Для развития стиля изображений важно, как новая трактовка сюжета меняет художественную форму, вызывая обратное воздействие формы на содержание искусства. Реалистическая, сложившаяся под влиянием мифа в раннем средневековье (на позднеантичном металле), архаизированная под воздействием шаманских культов (в «чудских» древностях Приуралья), она стала более условной и отвлеченно-декоративной в росписях XII—XIII веков, а затем, и особенно, в украшении утвари XII — начала XIII века, на всем Среднем Востоке.

Смещение задач — перенос духовного начала из сферы изобразительности в сферу декоративного убранства — подняло искусство бытовой вещи на небывалую высоту, сделало его выразителем духовных ценностей народа. Но как бы высоко ни оценивать успехи средневекового художественного ремесла и средневосточного декоративного искусства, остается неоспоримым, что сама способность видеть и изображать мир в его реальном содержании, реалистически была художником уже в значительной мере утрачена. Мастера не только не хотели, но и не могли изображать жизнь иначе. Живопись сохраняла, видимо, интерес к сюжетам придворной жизни, но испытывала сильное воздействие прикладных искусств, а в них образ человека и животный мир растворялись все чаще в орнаменте.

Этот процесс можно наблюдать со всей наглядностью на любых видах изделий XI—XIII веков — керамике, металле, стекле, тканях и т. д. — в излюбленных в эту эпоху сценах охоты, в изображении фантастических или реальных зверей и птиц.

 

Последнее обновление ( 24.12.2009 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.