Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Михраб

24.09.2009 г.

В рассказе о возведении мечети Намазгах в Бухаре Куббави говорит, что «огородили все это место и окружили высоким забором, сделали минбар и михраб из жженого кирпича и еще встроили возвышение для произносящих такбир».

Полная реконструкция старой мечети сейчас невозможна, однако существует довольно аргументированное предположение, что стена с михрабом (в виде портала) и составляла, собственно говоря, мечеть. Именно она и являлась в таком случае организующим началом для огромного скопления людей, распростертых перед нею ниц на большой обнесенной стеной площади.

На главной оси всего архитектурного комплекса располагался михраб в обрамлении портала. Слева и справа от него гладь стены нарушали только плоские стрельчатые арки: средняя, пошире, на угловатых колонках, боковые — сильно вытянутых пропорций.

Но такая архитектурная композиция не нова. Как не заметить ее сходство в основных членениях с фасадом Рабати-Малик — конечно, не в деталях архитектурного оформления, а в членении основных объемов и масс. И там и здесь — устремленный вверх плоский портал и отходящие от него отступом по горизонтали крылья с вертикалями высокой главной арки и узких стрельчатых ниш по сторонам. Там в плоскость стены заделаны тромпы на гофрах и высокие арки с кирпичной решеткой в щипце. Здесь высокие узкие арки с рельефным и плоским узором. В Рабати-Малик стену фланкировали высокие узкие башни. В Намазгах, вероятно, были трехчетвертные колонки. Архитектурный облик этих сооружений разный, и тем не .менее мысль зодчего теснится и здесь и там в кругу однородных композиционных идей.

Портал мечети Намазгах никуда не ведет; он обрамляет михраб. К нему, как «вратам царства божия» или алтарю, прикован взор уповающих на помощь всевышнего. Портал повсюду устанавливает дистанцию между тем, кто бьет челом у порога обители превысших — будь то храм или дворец, и тем, кто физически (или, если это храм, то духовно) обитает за его высокой дверью. Идейно-образная функция портала в обоих случаях — обрамляет ли он вход, или украшает михраб — одна и та же. Ее исходным пунктом для практически мыслящего зодчего является тема врат, открывающихся просящему и, следовательно, прежде всего — арка или свод, несущий громаду портальной стенки. Обычно арку несут угловые колонки — это мотив глубоко традиционный. Тема эта была в мечети Намазгах обновлена П-образным ленточным обрамлением лицевой стенки и сплошным узорным убранством.
Последнее обновление ( 24.12.2009 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.