Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Решение мавзолеев квадратного плана

24.09.2009 г.

Другой пример решения мавзолеев квадратного плана — мавзолеи в комплексе Султан-Саадат близ Термеза. Один из них (северный) датируется третьей четвертью XI века, другой (южный) воздвигнут несколько позже (конец XI — начало XII века). В северном мавзолее переход от кубического основания к куполу осуществлен с помощью арок восьмерика и парусов, выложенных кирпичом в елку, что вообще характерно для приемов зодчих южных областей Средней Азии (особенно Тохаристана и Хорасана). В углах восьмерика свесы купола срезают малые арочки, тоже с фигурной выкладкой из кирпича. В интерьере и на северном фасаде здания трехчастное чередование больших и малых декоративных ниш — прием, ставший типичным и для других памятников архитектуры этой эпохи.

Мавзолеи квадратного плана кладут начало и другим производным от них типам портально-центрических мавзолеев, образуя ряд форм, переходных от квадрата в плане к восьмиграннику.

Уже при описании мавзолея Мир-Сайд Бахрам в Кермине (конец X в.) мы подчеркнули особо важное значение среза углов квадрата. Этот прием возник, видимо, в связи с восьмичастным делением подкупольной части и продолжением перекинутых через углы арок до пола. Прием был развит и получил значение целостной архитектурной идеи. Ею подсказаны мавзолей Шабурган-ата близ Каракуля (Бухарская область) и ряд портально-центрических мавзолеев Хорасана и Хорезма.

Мавзолей Шабурган-ата (XI в.) имеет форму восьмигранной крытой куполом призмы с приставленным к ней порталом. Арочные ниши со сквозными проходами превращали мавзолей в купольную ротонду. Позже арки были заложены (кроме входной) на поперечной оси и над входом устроены окна. Соответственно возросла и функция портала — оформление лицевой стороны здания и особенно его отмеченного высокой аркой входа.

Нижние части мавзолея были выложены кирпичными плитами плашмя и на ребро; они массивны и выразительны. Их лопатки и выступ в виде складчатых граней напоминают один из восьмигранных мавзолеев Машада XI—XII веков с гранеными, суживающимися кверху, раздельно стоящими ребрами40. Нечто близкое отмечено исследователем и на малоизвестных памятниках Торт-ауз и Ходжа-Рушнаи в Сурхан-Дарьинской области.

Мавзолеи типа Мир-Сайд Бахрам или Шабурган-ата крохотны. Будучи почти игрушкой в руках искушенного мастера, они не решали больших архитектурных задач. Но именно на таких произведениях «малой формы» проверялись, как на модели, замыслы зодчих. Их успех предрешал создание более крупных построек.

Мавзолеи, как правило, не повторяли друг друга, хотя отдельные приемы использовались неоднократно. Так, фигурная выкладка угловых колонок проходит в большой серии памятников Средней Азии, начиная с мавзолея Саманидов. Дальнейшая их эволюция отмечена в Мавераннахре (мавзолей Араб-ата X в.) и в Хорасане (мавзолей Алембердара начала XI века), мечеть в Дахистане XII—XIII веков. Слаборазвитый портал также претерпевает длинную эволюцию. Одно из первых звеньев этой цепи сковали в Мавераннахре строители мавзолея Араб-ата в Тиме. Дальше следуют: в одном направлении— мавзолей Худай Назар Овлия (XII в.) в Туркмении, в другом — мавзолей Узгента (XII в.) в Киргизии.

Соединительные звенья этой цепи обнаружены нами недавно в низовьях Кашка-Дарьи (мавзолеи Исхаката и его дочери из некрополя в селении Пудина близ Касана). Здесь угловые колонки теряют фигурную выкладку, а в убранстве стен и яруса парусов появляются двухцветные узоры из красных и желтых кирпичей.

Последнее обновление ( 30.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow Изобразительное искусство arrow Архитектурные особенности arrow Решение мавзолеев квадратного плана   © ArtofEast.ru All rights reserved.