Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Согдийское искусство

24.09.2009 г.

Была ли согдийская живопись религиозной? Религия пронизывала все сферы жизни общества. Вместе с тем исторические источники говорят о веротерпимости, царившей в Согде. Он лежал за пределами господства официальной догматики иранского жречества. Маздеизм опирался в Согде на народные: культы. Это также сыграло свою роль в том, что согдийские искусство оставалось во власти символов и иносказаний местного народно-поэтического творчества.

Веротерпимость привела, видимо, к тому, что согдийское дворцовое искусство было, в основном, светским. Оно относилось терпимо к языческим сюжетам античного искусства и к полушаманским идолам, что видно, в частности, по составу согдийских терракот. Монументальные же росписи были верны традициям большого стиля. Художники не снисходили до уровня чисто народных суеверий и изображений архаического стиля. Они олицетворяли борьбу добра и зла в образах людей высокого нравственного сознания и благородства.

В сценах историко-легендарного и эпического содержания они прибегали к поэтической метафоре, например, голову героя венчали скальпом слона или льва, вепря или гепарда. Дьяволу же придаются черты женщины — полузмеи или дракона.

Изображения смешанных существ — полуптиц, полуживотных (вроде собако-птицы Сенмурва, грифонов, крылатых коней и козлов) — были унаследованы согдийскими мастерами от искусства Древнего Востока и восточного эллинизма. В живописи эти существа изображались различно. Так, в росписях Варахши грифон и дракон так же реальны, как и оседлавшие слонов витязи, на которых фантастические звери нападают с яростью живых существ. К этому обязывает жанр легенды. В других сценах дворцовой жизни (Пенджикент, Самарканд) они только присутствуют, застыв безмолвно кто с поднятой лапой, кто с распахнутыми крыльями или открытой пастью в качестве узорных украшений на тканях, головных уборах, в отделке жезлов, на сосудах и т. д. Они как бы удаляются из мира сказаний, их использует геральдика — искусство царственных и рыцарских эмблем.

Стилевое единство согдийской живописи VI—VIII веков складывается, таким образом, в результате взаимодействия многих сил. В выборе сюжетов, художественной манере, приемах живописи согдийских мастеров можно усмотреть ряд струй и направлений.

Струя восточного эллинизма в согдийском искусстве еще ясно ощутима. Она особенно наглядна в сценах с тритонами скульптурного рельефа в Пенджикенте и в незаконченном вскрытием зале на Афрасиабе, где намечается сцена с обнаженными фигурами среди клубящихся волн. Источник этой струи восходит к «морским» сценам в искусстве Гандхары и более широко — к восточно-римскому искусству. От других сцен местного содержания эту струю в согдийском искусстве отличает эмоциональность поэтического вдохновения, подсказанная многовековой культурной традицией восточного эллинизма.

Согдийское искусство развивалось во взаимодействии с ранневизантийским и ирано-сасанидским, отличаясь от того и другого в своем существе. У него были мотивы (особенно в узоре изображаемых в росписи тканей), общие с мотивами всего Переднего Востока. Но оно не брало эти мотивы извне. Они бытовали на вещах местного производства, на шелках, на металлической посуде и переходили в настенную живопись как явление местной жизни.

 

 

Последнее обновление ( 24.12.2009 г. )
 
« Пред.
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.