Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Трактовка изображений

24.09.2009 г.

Условная трактовка изображений вытекала из широкого обобщения. Вспомним, как изображались морды крылатых грифонов на сводах во дворце правителей Термеза (XII в.), где чисто орнаментальная трактовка фигуры зверя дополнялась совершенно условным изображением его лика в виде диска с полосами и отверстиями. Ясно, что здесь действовали некие общие приемы. Они служили уничтожению традиций изобразительности и ставили на ее место чистую условность.

О монументальной живописи среднеазиатского Междуречья в этот период мы знаем так же мало, как о книжной миниатюре. Собственно, мы ничего не знаем, хотя и та и другая, видимо, существовали. Но время не пощадило их, а то, что дошло во дворце термезских правителей, принадлежит целиком орнаментальному  творчеству.  Мотивы  росписей  стен  XI — XIII  веков имеют много общего с убранством современной им керамики, узорами художественных тканей и чеканки. Можно думать, что настенная живопись этой эпохи стоит ближе к прикладному, нежели к изобразительному искусству .

Прежде чем обратить свой взор к прикладным искусствам, мы должны оговорить трудность абсолютной датировки рассматриваемых вещей. Возьмем ли мы керамику, металл, ткани или стекло — классификация их по векам полностью еще не разработана. Так, в керамике предпочитают не разделять X и XI    века и рассматривать их как нечто в гончарном искусстве единое. Еще меньше оснований разделять XI и XII века, XII   и начало XIII века. Установлено к тому же, что, скажем, неполивная тисненая керамика, особенно типичная для XII века, переходит без существенных изменений в XIV век (на это указывают сосуды с именем мастера и датой) 53. Точная, археологически обоснованная стратиграфия отдельных видов изделий по векам будет создана. Но это будет история ремесел. Мы этой задачи себе не ставим. Для истории искусств требуется более широкий охват художественных явлений. Искусство эволюционирует медленно, и процесс развития тем яснее, чем менее дробна периодизация.

Рост художественных ремесел в среднеазиатском Междуречье идет на протяжении XI—XII веков со все нарастающей силой. Чем дальше и шире рынки сбыта, тем больше масса продукции и число вовлеченных в производство народных умельцев-мастеров. С ростом феодальных торгово-ремесленных городов художественные ремесла приобретали народнохозяйственное значение, став одним из показателей роста производительных сил феодализма всего Среднего Востока, Балканских стран и стран Восточной Европы. Существовал общий для этих стран процесс совершенствования форм товарного производства, вызвавший множественность видов изделии п большую специализацию среди мастеров. Технические совершенствования были направлены на удовлетворение массового спроса. И как следствие этого появились новые образцы утвари, связанные повсеместно с породившей их средой и условиями производства.

В керамике главное место занимала посуда — столовая и кухонная; в строительной керамике — тисненые и резные облицовочные плиты из терракоты, безглазурные, а затем покрытые частично или полностью глазурью — голубовато-зеленой и белой.

Материал столовой посуды был все тот же — выдержанное в сыром и темном месте глиняное тесто с добавкой растительного пуха, а в тонких изделиях — также и специальной сланцеватой глины. Грубые сорта теста — с примесью шерсти, кварцевого песка или истолченной керамики — шли на лепку очажков и в строительную керамику. Во второй половине XII века или в начале XIII века появился новый керамический материал кашин (силикат) — пористый и легкий, хорошо принимающий глазурь. Неизменный ножной гончарный круг давал целые сосуды или отдельные части, которые собирались и склеивались вместе с отдельно тисненными, богато орнаментированными стенками.

В безглазурной керамике не выходили из употребления приемы прочерчивания орнамента на изделии прямо на станке гребнем (волнистый узор), гравировка и вырезывание орнамента по слегка сырой еще поверхности, особенно срезы желобком (каннелюрами), оттиск изображения штампом (единичного или поясками), налепы предварительно оттиснутого украшения, лощение.

 

Последнее обновление ( 21.11.2009 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная   © ArtofEast.ru All rights reserved.