История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Чуские бронзы

25.12.2011 г.

Чуские бронзы, первоочередными образцами из которых принято считать сосуды из усыпальницы маркиза И, напоминают стилистику неолитического гончарного дела южного, юго-восточного и восточного регионов Китая и демонстрируют некоторое внешнее сходство с изделиями европейского барокко.

Перед нами сосуды, имеющие причудливую архитектоническую композицию, подчеркнуто выпуклые формы, декор которых насыщен всевозможными орнаментальными фигурами и элементами, образуя замысловатые комбинации. Однако в отличие от позднеиньских бронзовых изделий эти сосуды в то же время отличает легкость и воздушность, словно они выполнены из каких-то хрупких материалов — керамики, кружевного плетения. Такой эффект достигается с помощью использования принципиально новой для китайского бронзолитейного производства техникой литья — по вытопленному воску. Фигурная основа покрывалась слоем воска в толщину будущей стенки металла, точно повторяющим все ее художественные элементы. Затем форма вместе с восковым покрытием облеплялась глиной. При нагревании формы глина твердела, а воск вытекал через предусмотренное для этого отверстие. В образовавшееся полое пространство заливался бронзовый сплав. Глину сбивали, основу удаляли. Данная техника позволяла исполнять и крупногабаритные изделия — высотой до 60 см и весом до 200 кг. Судя по всему, ею владели только чуские мастера и предположительно с VII-VI вв. до н. э. (сосуды из погребения чуского принца в Синьяне).

Но какими бы впечатляющими ни были внешние различия между центрально-китайскими и чускими бронзами, в их орнаментации на самом деле присутствует немало общих черт. Южной оформительской традиции тоже свойственны доминирование геометрических и растительных узоров, уплотненный, детализованный орнамент, распространяющийся на всю поверхность изделия, и преобладание горизонтального членения орнаментального поля над вертикально ориентированными композициями. Следовательно, трансформация орнаментальных принципов носила универсальный характер и происходила в общем для чжоуского художественного творчества эволюционном русле. Есть все основания утверждать, что она была вызвана, как и изменения репертуара бронзовых изделий, внешними по отношению к искусству факторами: возобладанием в духовной жизни чжоуского общества эстетических вкусов новой, имущественной знати.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Чжоуское бронзолитейное производство: традиции и н arrow Чуские бронзы   © ArtofEast.ru All rights reserved.