История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Чжоуская хозяйственная утварь лари

24.12.2011 г.

Новыми категориями чжоуской хозяйственной утвари являются лари-сю, фу, дуй и доу.

Лари-сю — сосуды ректагональной формы, со скругленными углами корпусом, который покоится на фигурном основании и покрыт крышкой, повторяющей его форму и дополненной четырьмя вертикально стоящими пластинками-ручками. Будучи производной от ларей-гуй, эта категория возникла в конце раннечжоуского периода и уже к V в. до н. э. вышла из употребления. В погребальный инвентарь такие сосуды включались относительно редко. Они могли быть выполнены в вариантах нестандартной формы, например сю из усыпальниц княжества Го.

лари-фуЛари-фу (принятый в отечественной китаеведной литературе перевод этого термина — «короб для жертвенного зерна») восходят к бамбуковым коробам. В бронзовом исполнении они появились в начале Чжоу, сразу же приобретя весьма сложное конструктивное воплощение: сосуд, состоящий из трапециевидного корпуса на фигурном основании и точно повторяющей их форму крышки. Несмотря на подобную архитектоническую замысловатость, такие лари были быстро восприняты региональными бронзолитейными производствами (например, сосуды маркиза И) и просуществовали до конца Чжоу, претерпев некоторые внешние изменения.

Лари-дуй — сосуды дынеобразной или округлой формы, состоящие из полуовального (полусферического) корпуса на трех ножках и такой же по форме крышки с вертикально поставленными ручками. Еще две пары ручек-колец обычно прикреплялись к корпусу и нижней части крышки. Эта категория тоже вошла в употребление не ранее конца Западного Чжоу, быстро была освоена региональными мастерскими и, постоянно варьируясь, исполнялась до Ш-П вв. до н. э.

Лари-доу — бокаловидные сосуды, состоящие из округлого корпуса, переходящего в длинную, плавно-изогнутой конфигурации ножку и снабженные полусферической крышкой, которая дополнена вертикально поставленными ручками-ушками. Эта категория появилась ориентировочно в V в. до н. э., став заключительной в экспериментах чжоуских мастеров с формами сосудов. Вопреки их нарядно-экзотическому антуражу, такие лари имели более чем прозаическое предназначение: в них хранили рубленое и подготовленное к отправке на кухню мясо.

Лари-дуй и доу справедливо считаются изобретением бронзолитейного производства центральных регионов Китая. Но в них нетрудно уловить отголоски тех необычных бронзовых форм, которые были среди периферийных иньских артефактов, равно как и неолитических керамических форм, в свое время господствовавших в гончарном деле южного, юго-восточного и восточного регионов Китая. Получается, что во второй половине чжоуской эпохи начинается воздействие региональных художественных традиций на центрально-китайское искусство.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Чжоуское бронзолитейное производство: традиции и н arrow Чжоуская хозяйственная утварь лари   © ArtofEast.ru All rights reserved.