История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Эволюция технико-художественных способов и эстетических принципов оформления изделий

25.12.2011 г.

Лиюйский стильЧжоуская оформительская традиция по характеру орнаментации изделий отчетливо подразделяется на два главных региональных стилистических направления: первое развивалось в бронзолитейном производстве центральных регионов Китая, а второе — в царстве Чу.

Центрально-китайская оформительская традиция характеризуется тенденцией к упрощению форм изделий и переводу зооморфных и зооморфно-фантазийных изображений в геометрический орнамент, что сопровождалось измельчением его элементов, сглаживанием контраста между главными фигурами и фоновым узором и преобразованием орнаментальных схем. Если в позднеиньских бронзах господствовали композиции, строго строящиеся по центральной оси поверхности, то теперь определяющим стало их горизонтальное фризовое расположение. Указанные изменения обозначились, судя по изделиям из усыпальниц княжеств Цзинь, Го и Инь, в VIII-VII вв. до н. э. в рамках бронзолитейного производства, бытовавшего именно в регионе среднего течения Хуанхэ. А свое логическое завершение они нашли в лиюйском стиле (термин, производный от названия деревни, рядом с которой были сделаны первые для чжоуской эпохи археологические находки). Считается, что этот стиль зародился в декоративно-прикладном искусстве царства Цинь, к VII-VI вв. до н. э. распространился в соседние с ним районы, вобрав в себя особенности локальных бронзопроизводящих центров, и в VI-V вв. занял господствующее положение в предметно-творческой деятельности всего Китая, за исключением царства Чу.

В своих эталонных образцах, «лиюйский» стиль обладает следующими типологическими чертами. Во-первых, ему свойственна строгость и лаконичность форм изделий, которые наделены подчеркнуто элегантными и плавными силуэтными линиями. Прежде округлые или приплюснутые формы приобрели овальные очертания, ректагональные — округлились. Во-вторых, фигуративные изображения, включая ту же маску-таотэ, окончательно трансформировались в элементы геометрического орнамента — в завитки, зигзагообразные и переплетенные друг с другом ленты. Их исходно зооморфное происхождение выдает еще присутствие абстрактно-стилизованных изображений голов живых тварей или фантастических существ.

Рудименты позднеиньского зооморфизма сохранились только в оформлении вспомогательных деталей сосудов — в практике исполнения ручек, ножек и околоручечных маскаронов в виде рельефных (горельефных) или трехмерных зооморфных и зооморфно-фантазийных изображений. В-третьих, орнаментальное поле в «лиюйском» стиле обязательно делится на несколько горизонтальных фризов, разделенных, как правило, узкими плетеновидными полосами, полностью или частично повторяющих друг друга по типу узора. Контраст между основными фигурами и фоновым узором окончательно исчез. Все элементы орнамента исполнены исключительно в низком рельефе, который состоит из мелких и тщательно проработанных повторяющихся деталей.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Чжоуское бронзолитейное производство: традиции и н arrow Эволюция технико-художественных способов и эстетических принципов оформления изделий   © ArtofEast.ru All rights reserved.