История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Котлы-дин и янь

24.12.2011 г.

Наибольшую устойчивость и консерватизм проявили категории кухонной утвари — котлы-дин и янь. Дин постоянно присутствуют в погребальном инвентаре всей чжоуской эпохи и в различных регионах Китая, в полной мере сохраняя вопреки локальным разночтениям в их формах и орнаментации свои исходные конструктивно-архитектонические признаки. Они дольше всех остальных бронзовых сосудов удерживали за собой ранговые функции. Набор котлов, полагающийся владетельной особе, присутствует, например, в усыпальнице маркиза И. Однако неуклонно шло превращение дин в повседневную кухонную посуду. К III в. до н. э. они почти лишились художественного оформления и эстетической привлекательности. Поэтому их включение в погребальный инвентарь воспринимается в качестве рудимента былой похоронной обрядности. О постепенном приоритете практических функций дин над ритуально-ранговыми свидетельствует появление еще в раннечжоуский период их принципиально новой технико-конструктивной разновидности — котла для подогрева пищи, состоящего из круглого корпуса-котелка и жаровни с распахивающейся дверцей и отверстиями-окошками для вентиляции.

Котлы-янь вышли из употребления (или из состава погребального инвентаря) несколько раньше дин — в начале периода Борющихся царств. Но до этого времени они неизменно исполнялись в различных регионах в однотипных художественно-архитектонических вариантах, в целом повторяющих форму и орнаментацию иньских котлов. Если они и становились объектами творческих экспериментов, то крайне редко. Один из таких примеров — котел-янь с ректагональным корпусом, имеющим стенки вогнутого профиля, и с четырьмя полыми ножками с шарообразной верхней частью, украшенной горельефным изображением свернувшейся в кольцо змеи.

Указанные изменения в репертуаре сосудов были обусловлены одной-единственной причиной — их превращением из ритуально-церемониальной посуды в повседневную утварь. Эти изменения в свою очередь отразили генеральные социальные и культурно-идеологические процессы, происходившие в чжоуском обществе: вытеснение имущественной знатью потомственной аристократии, размывание всей прежней ценностной и религиозно-ритуальной системы. Завершилась эта трансформация в II—I вв. до н. э., с которыми и принято соотносить окончание в Китае «эпохи бронзы». Выход бронзовых изделий за пределы церемониально-обрядовой деятельности, равно как и непосредственного влияния официального искусства, открыл путь к экспериментам над ними. Однако прежние бронзы — иньские и раннечжоуские — вовсе не утратили своей культурной значимости. Они надолго утвердились в китайском искусстве в качестве символов величия национальной древности и ее духовного опыта. Формы и орнаментация древних бронзовых сосудов неизменно служили эталонами керамики, камнерезного, косторезного искусства, лакового производства, эмальерного дела, а их графические изображения превратились в благопожелательные образы и атрибуты иконографии государственных деятелей и деятелей культуры.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Чжоуское бронзолитейное производство: традиции и н arrow Котлы-дин и янь   © ArtofEast.ru All rights reserved.