История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Кувшины-ху, кувшины-и, чаши-пань и тазы-цзянь

24.12.2011 г.

Значительно более жизнеспособными оказались те категории столовой посуды, которые могли использоваться и вне собственно пиршественной трапезы, в повседневных нуждах — кувшины-ху, кувшины-и, чаши-пань и тазы-цзянь.

Чжоуские кувшины-хуКувшины-ху, причем почти в одинаковых своих формах, производились на всем протяжении чжоуской эпохи и в различных региональных ремесленных центрах. Более того, они дополнились тремя новыми основными конструктивно-художественными разновидностями: 1) «ушечные ху» — сосуды с крынкоподобным корпусом и двумя боковыми ручками-кольцами (или цилиндрами), прикрепленными к шейке; 2) «квадратные ху» (фанху или, в более поздней терминологии, «четырехгранные кувшины» — фан) — сосуды с туловом, тяготеющим к параллелепипеду, с плавно скругленными боковыми гранями и двумя ручками-кольцами, прикрепленными к плечевой части корпуса; 3) «плоские ху» (бяньху или «сжатые кувшины», цзя) — флягоподобные сосуды с двумя боковыми ручками-кольцами, которые возникли в качестве самостоятельной категории в V в. до н. э.

чаши-паньЧаши-пань тоже устойчиво (хотя не так массово, как кувшины-ху) и в различных художественно-архитектонических вариантах присутствуют среди погребальных артефактов на всем протяжении Чжоу. Они могут, например, быть на ножках и без них, снабжаться ручками, иметь корпуса разной конфигурации. Кувшины-ы сохранялись в стандартной форме, входя в комплект с панъ, до V-IV в. до н. э., пока не трансформировались в новую категорию, но под тем же названием — кувшиноподобные сосуды с носиком-сливом вместо ручки.

Тзы-цзянь присутствуют в чжоуских погребениях в отличие от иньских, крайне редко. Однако о них постоянно упоминается в письменных источниках, из которых следует, что они исполнялись в течение всей чжоуской эпохи, использовались и для омовения тела, и в качестве зеркала. Впоследствии они трансформировались в категорию крупногабаритных сосудов для повседневных нужд — бассейны-си, которые, в свою очередь, были переведены в керамику и спустя несколько веков составили самостоятельный отдел фарфоровых изделий.

В отличие от столово-пиршественной посуды группа хозяйственной утвари не только сохранила свою популярность, но и пополнилась вновь изобретенными категориями.

Исходная для данной группы категория — лари-гуй в различных художественно-конструктивных вариантах исполнялась до периода Борющихся царств, дольше всего — на юге (сосуды из усыпальницы маркиза И). В западно-чжоуском, шэньсийском бронзолитейном производстве гуй обычно снабжались высокой подставкой строго ректагональной конфигурации. В мастерских княжеств Цзинь и Го исполнялись сосуды с округлым и чашеобразным корпусом, дополненным цилиндрической подставкой или подставкой, переходящей в три ножки. Среди сосудов княжества Ин есть гуй на одной ножке, а в погребальном инвентаре маркиза И — на П-образной ножке.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Чжоуское бронзолитейное производство: традиции и н arrow Кувшины-ху, кувшины-и, чаши-пань и тазы-цзянь   © ArtofEast.ru All rights reserved.