История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Место зеркала в искусстве и культуре Китая

24.12.2011 г.

Вторым после сосудов отделом чжоуских бронз по популярности и художественной ценности справедливо считать зеркала.

Даосское зеркало с эмблемой багуа. VIII-IX вв. Диаметр 21 смЗеркало занимает исключительно особое место в искусстве и культуре Китая, ибо его символика и функции намного превосходят значение его как туалетной принадлежности или произведения декоративно-прикладного искусства. Оно постоянно фигурирует в китайских верованиях, обрядах и обычаях, благодаря якобы способности оживлять усопших, высвечивать истинную сущность природных явлений и живых тварей, очищать от скверны и отпугивать злые силы. Так, в даоских религиозных представлениях считалось, что умершего можно воскресить, достаточно лишь положить ему на грудь зеркало, на горло — пилюлю бессмертия, а затем прижечь место вокруг пилюли стеблем полыни, сорванным на юго-восточной стороне холма или пустоши. Если же поверхность зеркала посыпать порошком из толченого жемчуга, то его лучи будут проникать сквозь стены; а если перед этим еще и окурить благовониями и омыть настоянной на нефрите водой, то якобы можно будет увидеть внутренние органы человека и животных.

Согласно китайским простонародным верованиям, зеркало — это лучшая защита от любой нечисти, так как в нем показывается истинный облик злых духов и оборотней. В качестве оберегов зеркала в Китае размещались на стенах комнат и даже подвешивались к краям крыш жилых зданий, дворцов и храмов. Вера в особые очистительные свойства зеркала была присуща и буддизму. Оно входило в число алтарных принадлежностей буддийских храмов и использовалось для проведения обряда «очищения воды»: зеркало устанавливалось так, чтобы в нем отражалась скульптура Будды, и затем на него лили воду, полагая, что она словно стекает по лицу Будды.

Столь же отчетливо прослеживаются ассоциативные связи зеркала в Китае с идеей обретения бессмертия, а также с луной, находя воплощение в специальной обрядовой практике — сборе «лунной влаги». Особого типа зеркала («лунные зеркала») выставлялись на улицу в ночь полнолуния, и осевшая на них влага (роса, конденсат) бережно сливалась и употреблялась для приготовления жертвенных блюд и лечебных снадобий. Будучи лунарным символом, зеркало в то же время связывалось с солнцем и огнем небесного происхождения. По китайским поверьям, в дни солнечного затмения все зеркала обязательно тускнеют и теряют способность отражать свет. А молния в них принималась за луч, исходящий от двух волшебных зеркал Богини молний. Более того, зеркало выступало олицетворением общего миропорядка, воспроизводя образ космического универсума. И наконец, зеркало в Китае служило символом женского начала, мира, супружеского счастья и плодородия. Начиная с VI в. н. э. оно входило в обязательный набор свадебных подарков, которыми обменивались новобрачные. Чуть позже этот обычай дополнился отдельной свадебной церемонией: жених и невеста, войдя в дом жениха, завязывали на «брачном» зеркале в один узел два красных шнура в знак добровольного соединения своих судеб. Существовал и другой обычай: помещать в погребения супругов, скончавшихся в разное время, половинки предварительно разломанного зеркала, по которым они должны были найти друг друга в загробном мире.

Поэтому неудивительно, что зеркала постоянно присутствуют в китайских погребениях, начиная с периода Борющихся царств и до XIV-XV вв., нередко играя роль самостоятельного религиозно-ритуального предмета: вначале зеркала в Китае принято было класть на грудь покойника, в IX-XIII вв. — подвешивать над гробом или в центре погребальной камеры. Орнаментика же зеркал в Китае оказывается своего рода энциклопедией китайской художественной образности: в ней использовались все основные образные ряды — от геометрических фигур и благопожелательных иероглифов до фигуративных изображений и развернутых сцен на религиозно-мифологические темы.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Чжоуское бронзолитейное производство: традиции и н arrow Место зеркала в искусстве и культуре Китая   © ArtofEast.ru All rights reserved.