История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Наборы подвесок

26.12.2011 г.

Остановимся подробнее на подвеске, входящей в комплект нагрудного украшения (V-IV вв. до н. э.), которое состоит из золотой цепи (длина 40,7 см), серии нефритовых бусин-цилиндров и фигурных подвесок. Интересующее нас изделие выполнено в виде силуэтно-рельефного изображения двух танцовщиц в танцевальном движении. Поразительны экспрессивность и динамичность — тела девушек словно изгибаются, рукава и длинные шелковые пояса-ленты развеваются. Все нюансы внешности тщательно проработаны: прическа, лицевые черты, ушные украшения, складки одеяния.

Еще один небезынтересный набор подвесок был найден в усыпальницах царства Чжуншань. В него входят  вертикальные изображения мужчин, женщин и детей. Хотя эти изображения обладают многими специфическими этнографическими нюансами (своеобразные головные уборы, крой и орнаментация костюмов), по манере исполнения они, безусловно, совпадают с центральнокитайскими подвесками, что еще раз подтверждает приоритет реалистической трактовки человека в чжоуском художественном творчестве.

Еще более активно, чем в ювелирном деле, антропоморфные образы и мотивы использовались в оформлении бронзовых изделий, реализуясь как в плоскостных, близких к графическим, так и в пластических изображениях. В VI-V вв. до н. э., т. е. почти одновременно с инкрустированными бронзами, в чжоуском бронзолитейном производстве выделилось очередное самостоятельное художественно-орнаментальное направление, определяемое как «бронзы с сюжетными композициями» (в англоязычной терминологии «pictorial bronzes»), достигшее пика своего расцвета во второй половине периода Борющихся царств. Это сосуды, декор которых состоит из нескольких фризов, заполненных многофигурными сюжетными сценами на бытоописательные, батальные (сцены пиршественных трапез, сельскохозяйственных работ, тренировки лучников, осады города и т. д.) и реже на мифологические темы. Примечательна синхронность появления таких сосудов в различных регионах — в Центральном Китае, на востоке (Шаньдун), на юго-западе (в Сычуани) и их стилистико-морфологическое единообразие. Фризовые композиции, как правило, распространяются на всю поверхность изделия и в единстве образуют своего рода развернутое повествование с общей сюжетной канвой и художественным замыслом. Хотя изображения людей, предметов и природных реалии выполнены еще в условной, иногда в примитивной манере, они отличаются динамичностью (все персонажи показаны в движении), а сцены — сложностью построения. Важно, что по тематике, семиотическим принципам (горизонтальное расположение, членение на смысловые фрагменты) и иллюстративно-повествовательному характеру этих сцен «pictorial bronzes» предвосхищают собой будущие живописные произведения.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Чжоуское бронзолитейное производство: традиции и н arrow Наборы подвесок   © ArtofEast.ru All rights reserved.