История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Основные отделы и категории изделий (сосуды, зеркала, украшения, оружие и монеты)

23.12.2011 г.

Среди сосудов самую радикальную трансформацию претерпела группа столово-винной посуды. К середине позднечжоуского периода вышли из употребления почти все еще недавно господствовавшие категории: кубки-цзюэ, цзя, цзяо и гу. Причем еще до этого момента кубки-цзюэ, о чем свидетельствуют их образцы среди бронз семейства Вэй и в погребальном инвентаре различных регионов (Тяньма, Лютайцзы), практически полностью утратили былое орнаментальное великолепие. Дольше всего — до начала периода Борющихся царств — удерживались кубки-гун, исполняемые в виде скульптурных изображений. На смену иньским кубкам вначале пришли гораздо более простые по формам и орнаментике стаканоили вазоподобные сосуды: кубки-чжи, имеющие, как правило, округлый, вытянутый по вертикали корпус и снабженные высокой подставкой и округлой крышкой. Но и эта категория просуществовала недолго — всего до начала периода Весен и осеней, постепенно уступив место сосудам чарочного типа — чаркам-бэй и цзунъ.

Чарки-бэй окончательно утвердились в V в. до н. э. в главной своей форме — «чарки с ушками» (эр б эй), которая представляет собой небольшие чашеподобные сосуды с овальным корпусом, плоским дном и двумя плоскими ручками по бокам, прикрепленным к устью тулова. Эта форма сразу же стала переводиться в другие художественные материалы — дерево (с лаковым покрытием), нефрит, кость — и уже в таком исполнении прочно и надолго вошла в набор китайской пиршественной утвари. О том, как именно использовались такие чарки во время трапезы, мы можем судить по керамической модели столика (в натуральную величину, 48 х 33,8 см), сплошь уставленного бэй. Чарки-цзунь — стаканоподобные сосуды, которые тоже могли исполняться в различных материалах, приобрели повсеместное хождение уже в ханьскую эпоху.

Вышли из употребления и все главные категории иньских кувшинов. Кувшины-ю и вазоподобные цзунъ исчезли к VII в. до н. э., тоже утратив некогда присущие им четкость форм и богатство декора. Исключение составляет бронзолитейное производство южных районов, в котором кувшины-цзунь в обоих художественно-архитектонических вариантах — вазоподобные и в виде скульптурных изображений — исполнялись вплоть до 3-2 вв. до н. э. «Квадратные и» вышли из употребления приблизительно к концу Западного Чжоу, и уже в IX в. до н. э. (образцы фанъи из комплекса в Тяньма) они лишь отдаленно напоминали те сосуды-строения, которые производились при Поздней Инь и в начале Чжоу (сосуды семейства Вэй).

Кувшины-лэй, напротив, активно исполнялись на всем протяжении Западного Чжоу в формах и художественном оформлении, близких к позднеиньским бронзам. Затем они фактически прекратили свое существование в качестве самостоятельной категории, смешавшись с кувшинами-ху. Чайники-хэ тоже изготавливались только до конца периода Весен и осеней, успев, правда, обогатиться несколькими специфическими региональными конструктивно-художественными вариантами.

 
След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Чжоуское бронзолитейное производство: традиции и н arrow Основные отделы и категории изделий (сосуды, зеркала, украшения, оружие и монеты)   © ArtofEast.ru All rights reserved.