История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Пластические изображения человека

26.12.2011 г.

человек,изображение,который,маска,светильник,предметно творческой,предметно творческой деятельности,творческой деятельностиПластические изображения человека также начинают вводиться в архитектоническую композицию бронзовых изделий еще при Западном Чжоу. Один из древнейших образцов — подставка для винного сосуда или какого-то другого предмета, воссоздающая скульптурную сценку: два человека играют на барабанах (1993 г., окрестности Лояна, высота 15,5 см). Далее следует серия сосудов из усыпальниц княжеств Цзинь, Ин и Цинь, в которых фигурки людей, нередко вкупе с зооморфными и зооморфно-фантазийными изображениями, образуют подобие сюжетных сцен. Оригинальны по форме чайник княжества Ин, ручка которого выполнена в виде женской фигуры, судя по одеянию и прическе, и раннециньский сосуд (определяется как шкатулка/ларец-хэ, 10,5 х 7,5 х 7,5 см) в виде миниатюрной тележки, на которой восседают человек и некий зверь.

В период Борющихся царств практика использования антропоморфных пластических изображений в орнаментации сосудов прекратилась. Но они стали употребляться при изготовлении других категорий изделий, в первую очередь светильников. Собственно светильники считаются одними из самых значительных изобретений чжоуской предметно-творческой деятельности и технической мысли. Известны два основных вида: из нефрита (высота до 13 см), которые внешне напоминают винные кубки на высокой ножке, и из бронзы. До сих пор найдены несколько экземпляров бронзовых светильников с антропоморфными пластическими изображениями. Самым ранним является светильник из комплекса Шаньцунлин (1975 г., высота 32,7 см), в виде фигуры коленопреклоненного слуги; самым необычным по художественному решению — чуский светильник (1965 г., Цзянлин, высота 19,2 см) с изображением человека верхом на верблюде.

Еще два светильника: один тоже чуский (1986 г., Хубэй, общая высота 16,3 см), второй — из усыпальницы царства Чжуншань (высота 66,4 см, вес 11,6 кг) заключают в композиции фигуру стоящего человека. Как и зооморфно-фантазийная скульптура, так и чжуншаньский светильник признан подлинным шедевром художественного творчества. Он воспроизводит развернутую сюжетную композицию, состоящую из трех сегментов. В центр помещена фигура человека, облаченного в длинный халат с широкими рукавами и широким поясом-кушаком. Поверхность одеяния выложена инкрустациями из черного и красного лака. Изваяние головы отлитое из серебра, выполнено в высшей степени живостью и художественной убедительности, что производит впечатление натурального портрета. Здесь уже не просто тщательно проработаны все черты лица, но и предполагается попытка показать внутренний облик и настроение персонажа. Перед нами предстает весьма характерный тип личности: самодовольное выражение лица, лукаво поблескивающие глазки, улыбающиеся губы, окаймленным тонкими щегольскими усиками. Глаза именно поблескивают, так как они переданы инкрустациями из черного отполированного камня. Левой рукой персонаж держит вертикально поставленное основание собственно лампы, которое сделано ввроде застывшего и превратившегося в древесный ствол змеевидного существа, по которому взбирается крохотная обезьянка. Справа от фигуры человека находится основание еще одной лампы в виде змеи, обвившейся вокруг древесного сука. Не исключено, что вся эта композиция тоже носит иллюстративно-повествовательный характер, так как в древних литературных произведениях неоднократно говорится о божественных и легендарных персонажах со змеями в руках.

Рассказывая об использовании антропоморфных образов и мотивов в чжоуском декоративно-прикладном искусстве, нельзя не вспомнить о кариатидах, входящих в конструкцию музыкального инструмента маркиза И. Хотя эти скульптуры тоже наделены своеобразными этнографическими деталями (головной убор, особенности одеяния), с морфологической точки зрения они принадлежат к общему для Древнего Китая антропоморфно-реалистическому стилю (правильность передачи естественных пропорций и позы человеческого тела, тщательность проработки деталей внешнего облика).

В целом мы вправе утверждать, что в предметно-творческой деятельности чжоуской эпохи не только успешно совершенствуются способы и методы изображения человека, но и состоялся его переход в самостоятельного героя художественного повествования. В этом смысле эволюция китайского искусства соответствует закономерностям истории мировой художественной культуры, за исключением одного немаловажного свойства: основными объектами древнекитайской предметно-творческой деятельности были не божественные персонажи, венценосные особы и знать, а представители низовых социальных групп, в первую очередь обслуживающий персонал и люди актерских профессий.

Вне декоративно-прикладного искусства антропоморфные изображения на всем протяжении чжоуской эпохи встречаются на удивление редко. Самую специфическую категорию произведений составляют нефритовые и бронзовые маски, с образцами которых мы уже познакомились в обзоре о конкретных памятниках. Напомним, что в ряде погребений и центрального, и юго-восточного регионов присутствовали маски, состоящие из отдельных фигурных пластин, отдаленно напоминающие контуры и строение человеческого лица. Маска другого типа, — выполненная из цельного нефритового блока и точно передающая лицо, — была обнаружена в одном из чуских захоронений (1997 г., Хубэй, V-IV вв. до н. э., 20 х 13,9 х х 0,23 см). Ее могли бы принять за посмертную маску, запечатлевшую портрет усопшего, но дело в том, что она, воспроизводя форму мужскогое лица, находилась на останках женщины. По краям маски идут маленькие отверстия, с помощью которых она, вероятно, крепилась к шелковому покрывалу. Здесь мы сталкиваемся еще с одной специфической деталью чуской похоронной обрядности. Тем не менее эта маска обнаруживает заметное морфологическое сходство как с неолитическими (яншаоскими) керамическими масками, так и с изображениями, входящими в архитектоническую композицию бронзовых изделий, и ее правомерно относить к разряду условно-портретных произведений.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Чжоуское бронзолитейное производство: традиции и н arrow Пластические изображения человека   © ArtofEast.ru All rights reserved.