История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Поясные пряжки и монеты

25.12.2011 г.

Своеобразный комплект с мечами составляли поясные пряжки, которые и являются первоочередной категорией отдела бронзовых украшений. Пояс возник в китайском костюме предположительно еще в неолитическую эпоху и на протяжении многих веков оставался в виде тканой ленты, которая завязывалась узлом на спине (такие пояса хорошо видны на статуэтках из погребения Фу-хао). Изменение конструкции пояса с введением в нее пряжки и крючка произошло при Западном Чжоу и тоже в результате заимствований из костюма соседних, исходно кочевых народностей. В V—III вв. до н. э. поясная пряжка заняла важнейшее место в комплекте мужских украшений, став показателем социального статуса и имущественного положения человека.

Нередки случаи, когда в погребальный инвентарь тоже помещались целые коллекции поясных пряжек. А для их изготовления разрабатывались специальные ювелирные техники и использовались самые авторитетные и дорогие художественные материалы — не только бронза, но и нефрит, кость и благородные металлы. При всей вариативности их художественного решения чжоуские поясные пряжки имеют стандартную конструкцию, представляя собой продолговатую, чуть изогнутую пластину (длиной до 24-25 см). Нередко они выполнялись в виде силуэтных и пластических изображений зооморфных (птицы, змеи) и фантастических существ. Все это делает поясные пряжки надежными вещественными свидетельствами истории развития как бронзолитейного производства и ювелирного дела, включая злато- и среброделание, так и системы китайской образности.

Отдел чжоуских бронзовых изделий, который тоже заслуживает отдельного разговора, — это монеты. Монеты как специальные денежные знаки были введены в обращение, напомним, при Западном Чжоу. Они исполнялись исключительно из бронзового сплава и первоначально повторяли форму предметов, которые употреблялись во времена меновой торговли в качестве товаро-денег: сельскохозяйственные орудия (лопата, мотыга), орудия труда (ножи, пряслица) или имели повышенную религиозно-ритуальную значимость (музыкальные инструменты). Такое внешнее разнообразие чжоуских монет объясняется различиями региональных денежных систем, когда каждое царство стремилось выпускать собственные денежные знаки.

Так, на территории царств Ци, Чжо и Янь были в обращении монеты-мотыги, царства Ци — монеты-ножи. Труднее установить точное происхождение и региональную принадлежность еще одной монетной формы — кружка с отверстием посередине, которой и предстояло стать со временем единственной китайской денежной единицей — монетой-цлкь. Наиболее вероятными представляются версии ее происхождения от пряслица или нефритового диска-би. Единообразие денежного материала в чжоускую эпоху нарушается только в царстве Чу, где имели хождение золотые слитки и в качестве разменной монеты — раковины каури.

В чжоускую эпоху были изобретены и способы отливки монет посредством выпуклых патриц, которые, заметим, получили широкое применение в Европе только в начале XIX в. Эти патрицы тоже были сделаны из бронзы и представляли собой доски с рельефным воспроизведением будущей монеты. Для отливки требовалось две патрицы — для лицевой и оборотной сторон, которые накладывались одна на другую и во избежание смещений обкладывались глиной. В период Борющихся царств монеты уже снабжались легендами, в которых указывались место их выпуска, вес и достоинство.

В III в. до н. э. после проведения глобальной денежной реформы сохранилась лишь круглая монета цянь.

Вслед за обновлением репертуара изделий последовали столь же революционные изменения технико-художественных способов и эстетических принципов оформительской традиции.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Чжоуское бронзолитейное производство: традиции и н arrow Поясные пряжки и монеты   © ArtofEast.ru All rights reserved.