История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт
Телефоны самсунг в калининграде.

Полихромные, акустические и волшебные зеркала

25.12.2011 г.

Технико-конструктивными новациями являются три вида зеркал, определяемые как «полихромные» («с полихромной тыльной стороной»), «акустические» и «волшебные».

«Полихромные» зеркала имеют разноцветную — из двух или трех цветов и оттенков — тыльную сторону. Наиболее часто встречаются сочетания серовато-белого и серовато-черного, зеленого и серовато-белого, зеленого, черного и белого тонов. Это достигалось за счет введения в бронзовый сплав специальных добавок. Стандартный зеркальный сплав состоит из меди (до 74%), олова (до 22%) и свинца (около 3,5%), в результате готовые изделия имеют характерный серебристый цвет. Любые добавки, в качестве которых обычно использовались железо, кремний и алюминий, приводили как к изменению цвета всего изделия, так и возникновению полихромных сочетаний. Например, зеркала с вкраплениями белого цвета оказались выплавленными из сплава с пониженным содержанием меди (59%) и высоким содержанием олова (33%), алюминия (56%), кремния (3,3%) и железа (1%). Начало производства «полихромных» зеркал восходит по меньшей мере к Г-И вв.

Они активно изготовлялись вплоть до IX-X вв. в специальных мастерских, география которых тоже была весьма широка: в центральных регионах Китая (Хэнань), на юге (Аньхуэй, Хубэй) и на востоке (Шаньдун). Впоследствии секрет их изготовления был утрачен.

«Акустическое» зеркало — конструкция с полым корпусом, внутри которого прикреплялись две присоединенные (в дальнейшем пайкой) одним концом друг к другу тонкие металлические пластины. При встряхивании или резком повороте зеркала свободные концы пластин начинали вибрировать и издавать звенящий или жужжащий звук, который не утихал в течение нескольких часов.

«Волшебное» зеркало относится к числу удивительнейших предметов, созданных человеком. Тыльная сторона таких зеркал тоже украшена рельефными изображениями: орнаментом, фигуративными композициями, надписями и отдельными иероглифами. Рефлектирующая сторона отлита из светлой бронзы и обязательно тщательно отполирована. При разном освещении, если держать зеркало в руке, оно ничем не отличается от обычного. Но если подставить его под яркий солнечный свет и направить отраженный зеркалом луч на неосвещенную стену, то в круге света проступает его оборотная сторона — словно бронза чудесным образом стала прозрачной. Из письменных источников, относящихся к VIII в. (сочинение «История древних зеркал»), следует, что «волшебные» зеркала активно изготавливались в V в., хотя они были, скорее всего, изобретены на два-три века ранее. В дальнейшем секрет их изготовления тоже был утрачен, и уже китайские ученые X-XI вв. могли только строить догадки по поводу технологических тайн древних мастеров. Тем не менее образцы «волшебных» зеркал сохранились: почитаемые как чудодейственные предметы, они бережно хранились в семейных сокровищницах. В 30-х гг. XIX в. (1832 г.) несколько зеркал попали в Европу, сразу же заинтриговав европейское научное сообщество. Но и европейской науке понадобилось сто лет, чтобы открыть тайну их изготовления (теория английского физика У. Л. Брэгга, 1932 г.). Оказалось, что на тыльной стороне отражающая сторона зеркала с узором отливалась плоской. Выпуклость ей придавали в ходе шлифовки. Затем внешняя поверхность полировалась, и в результате давления, вызванного шлифовкой и полировкой, ее тонкие участки становились более выпуклыми, чем толстые. Дополнительное давление создавал и нанесенный в последнюю очередь на внешнюю поверхность слой ртутной амальгамы. В конце концов на участках, соответствующих изображениям на тыльной стороне зеркальной поверхности, образовывались вмятины, но они были настолько малы, что оставались незаметными. Когда же зеркало отражало на стену яркий солнечный свет, увеличивался узор, и в результате возникал эффект их репродуцирования.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Чжоуское бронзолитейное производство: традиции и н arrow Полихромные, акустические и волшебные зеркала   © ArtofEast.ru All rights reserved.