История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Превращение оружейного дела в ремесленно-художественную отрасль

25.12.2011 г.

Образцы художественного оформления чжоуского оружияНесмотря на то, что оружие, как известно, исходно занимало существенное место в китайском бронзолитейном производстве, превращение оружейного дела в фактически самостоятельную ремесленно-художественную отрасль тоже произошло в чжоускую эпоху и под непосредственным воздействием историко-политических процессов. Во-первых, подобно сосудам, принципиально изменился набор вооружения. Знаменитые секиры-юэ исчезли уже при Западном Чжоу, сменившись различными видами колюще-рубящего оружия. Главное место среди них заняли новые модификации клевцов-гэ: алебарды-цзы (оружие с топоровидным лезвием, заканчивающимся заостренным наконечником, которое насаживалось на длинное деревянное древко) и кинжалы, соединявшие в себе черты ножа и лезвий алебарды.

Во-вторых, заметно возрос художественный уровень изделий. Клинковые части нередко покрывались узорами и дополнительно украшались — что было наиболее характерно для оружейного дела южного и юго-западного регионов — пластическими изображениями на зооморфно-фантазийные темы.

Однако основополагающей новацией чжоуского оружейного дела, бесспорно, стало освоение меча. Меч, о чем уже упоминалось выше, появился в Центральном Китае в пределах IX-VIII вв. до н. э. и уже к концу Западного Чжоу установилось два основных типа: «короткие», с лезвием длиной от 43 до 60 см, и «длинные», с лезвием длиной до одного метра. Не исключено, что «короткие мечи» (практика их художественного оформления) были заимствованы китайцами от оружия «горных жунов» — еще одной северной народности. Их древнейшими образцами являются меч (26 см) из раннецинского погребения (около гор Юаньдиншань) и меч из усыпальниц княжества Го, который интересен еще и тем, что имеет железное лезвие.

С художественной точки зрения наиболее примечательным экземпляром раннечжоуских мечей выступает, пожалуй, меч из усыпальницы циньского князя Сян-гуна, снабженный литой бронзовой рукояткой в виде пластической композиции в иньском стиле: изваяние головы человека в окружении стилизованных фигур фантастических существ.

«Длинные мечи» в конструктивном плане мало чем отличаются от « коротких». Главная их отличительная деталь — рукоятка цилиндрической формы, заканчивающаяся широким диском. При Восточном Чжоу мечи, особенно «короткие», получили повсеместное распространение в Китае и стали одним из ранговых предметов. В погребениях периода Борющихся царств порой присутствуют целые арсеналы — до 30 единиц — мечей, декорированных ценнейшими на тот момент ювелирными материалами. Рукоятки украшались нефритовыми и перламутровыми вставками, выполненными по специальной технологии, лезвия — золотой инкрустацией. Известен также меч с литой золотой рукояткой, выполненной в технике ажурного литья, который относится к концу периода Борющихся царств.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Чжоуское бронзолитейное производство: традиции и н arrow Превращение оружейного дела в ремесленно-художественную отрасль   © ArtofEast.ru All rights reserved.