История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Происхождение зеркала в Китае

25.12.2011 г.

Происхождение зеркала тоже овеяно в Китае легендами. В древних книгах утверждается, что оно было изобретено Желтым императором, выплавившим 12 гигантских бронзовых зеркал, которые предназначались для наблюдения за фазами луны и обладали необыкновенным техническим совершенством: при попадании на них прямых солнечных лучей, они просвечивались насквозь. В этом повествовании содержится по меньшей мере одна достоверная деталь: история китайского зеркала действительно восходит еще к ранним очагам металла, а древнейшим его образцом является зеркало, найденное среди металлических изделий ганьсуской энеолитической культуры Цицзя, датируемое XX в. до н. э. Обнаруженное на груди останков усопшего, оно представляет собой небольшую круглую пластину (диаметр 9 см), тыльная сторона которой украшена семиконечной звездой (возможно, солярный символ) и узором из диагональных линий. С художественной точки зрения, это зеркало явно превосходит все остальные местные металлические изделия. Однако понадобилось еще много столетий для появления в Китае зеркала как такового, не говоря уже о полноценном зеркальном производстве. Для иньской эпохи известно всего 4 образца зеркал: все из погребения Фу-хао, с орнаментированной тыльной поверхностью, на которой выполнены специфические геометрические узоры, составленные из простейших элементов и образующие кольцевую или крестообразную композицию. Для раннечжоуского периода находки зеркал тоже чрезвычайно редки, а все обнаруженные образцы отличаются миниатюрностью размеров (до 6,7 см в диаметре), что указывает на их сугубо ритуальное предназначение. В отличие от зеркал Фу-хао они либо вообще не имеют декора, либо украшены зооморфными изображениями. Но они оказываются выполненными в откровенно примитивной манере, резко контрастирующей с общим художественным уровнем современного оформительского искусства. Пример: зеркало, на тыльной поверхности которого с большим трудом можно разглядеть фигуры двух тигров, оленя и птицы.

Тем более примечателен темп популярности зеркал в период Борющихся царств и стремительное перерастание зеркалоделания в самостоятельную отрасль бронзолитейного производства. Уже к IV в. до н. э. в Китае сложилась целая сеть зеркалопроизводящих центров, крупнейшие из которых находились в Хэнани (мастерские в окрестностях Лояна), в Шаньдуне, в Сычуани и на территории царства Чу, где зеркальное производство приобрело наибольший размах. Одновременно окончательно утвердились конструктивные параметры китайского зеркала и были разработаны основные способы и принципы его художественного оформления.

Древнекитайское зеркало есть двухслойная металлическая конструкция, состоящая из рефлектирующей и тыльной части и имеющая в основном круглую форму, хотя изредка исполнялись и квадратные образцы. Отличительной конструктивной деталью зеркал V — начала IV в. до н. э. является наличие маленьких рельефных петель, прикрепленных к центру или (реже) по краям их тыльной части. Затем они сменились сферическими головками с просверленным отверстием, с помощью которых зеркало укреплялось на особой подставке типа штатива, при его использовании в качестве туалетной принадлежности. Любопытно, что такие штативы в погребальный инвентарь не включались, известно о них только по более поздним живописным изображениям. В остальное время зеркала хранились в специально сделанных для этого футлярах или ларцах.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Чжоуское бронзолитейное производство: традиции и н arrow Происхождение зеркала в Китае   © ArtofEast.ru All rights reserved.