История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Темы, мотивы, образы и главные стилистические направления чжоуского искусства

26.12.2011 г.

птица,сосуд,зооморфно,изображение,искусство,внешнего облика,виде скульптурных,животных и птицВ художественном творчестве чжоуской эпохи по-прежнему царит господство анималистической образности, которая реализуется в тех же двух основных стилистических вариантах — зооморфно-реалистическом и зооморфно-фантазийном, получивших на первый взгляд приблизительно равное развитие во всех региональных художественных традициях. Но это не совсем так. Зооморфно-реалистический стиль преобладает в искусстве центральных регионов Китая, находя свое воплощение как в нефритовых изделиях (подвески в виде силуэтных и трехмерных фигур животных и птиц), так и в бронзовых сосудах. Практика исполнения бронзовых сосудов в виде скульптурных изображений была наиболее активно продолжена в «лиюйском» стиле.

Замечательным образцом этого типа изделий является сосуд для вина, воспроизводящий фигурку птицы из семейства вороновых (V в. до н. э.). В его орнаментации присутствует немало фантазийных вкраплений: верхняя часть (голова и грудь птицы) покрыта узором из стилизованных лент-драконов, сложенные крылья окаймлены полосой с узором «рыбья чешуя», тоже производящей впечатление змеиного тела. Несмотря на фантазийные вкрапления, этот сосуд-статуэтка отличается удивительной точностью в передаче натуры, а также живостью и выразительностью. Абсолютно верно переданы пропорции тела птицы, поза и характерные приметы вороновых — загнутый клюв, когтистые лапы.

Все детали внешнего облика натуры тоже тщательно проработаны. Через легкий и виртуозно исполненный рельеф (точно не литье, а рисунок из тончайших контурных линий и штрихов) показаны грудное оперенье, крылья, кожица на лапах. Особую правдоподобность и живость изображению придают выпуклые зрачки, обведенные инкрустированной золотой линией: так и кажется, что птица наблюдает за добычей, хищно поблескивая глазами. Очевидно, что чжоуское искусство, наследуя стиль иньской оформительской традиции и пластики, сделало качественно новый шаг вперед в освоении художественных средств изображения живых существ.

Несомненные эволюционные изменения претерпел и зооморфно-фантазийный стиль. Прежде всего возросло число изображаемых персонажей. Используя все тот же прием сочетания элементов внешнего облика реальных животных и птиц, чжоуские мастера реализовали его заметно увереннее, с большим размахом творческой фантазии, чем иньские, создавая множество вариантов образов фантастических существ. Одновременно некоторые из этих образов стали приобретать стандартный характер: таким образом в чжоуском искусстве складывается иконография опорных для китайской художественной культуры фантастических существ во главе с драконом и фениксом. Однако в искусстве Центрального Китая использование зооморфно-фантазийных образов и мотивов ограничивается оформительской традицией, включая оформление вспомогательных деталей сосудов и исполнение  изделий в виде скульптурных композиций. Иллюстративный пример — чайники-леэ из усыпальниц княжества Цзинь и раннециньских погребений. В обоих случаях центральное место в композиции занимает изображение (образованное корпусом, носиком и ручкой сосуда) фантастического создания, объединяющего черты внешнего облика птицы и змеи.

птица,сосуд,зооморфно,изображение,искусство,внешнего облика,виде скульптурных,животных и птиц
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Чжоуское бронзолитейное производство: традиции и н arrow Темы, мотивы, образы и главные стилистические направления чжоуского искусства   © ArtofEast.ru All rights reserved.