История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Узоры для зеркал

25.12.2011 г.

Орнаментация чжоуских зеркалНа протяжении V-IV вв. до н. э. велись непрестанные поиски совершенствования орнаментации зеркал. Вначале узор распространялся на всю тыльную поверхность, позже установились более строгие орнаментальные схемы. Центральная часть орнаментального поля стала выделяться посредством гладких сегментов круглой или квадратной формы, а по его краям шли полосы-ободья, которые несколько позже превратились в заполненные узорами фризы. Хотя чжоуские зеркала по-прежнему были небольших размеров (диаметр 9-17 см), их декор отличался богатством мотивов и тонкостью проработки всех орнаментальных деталей. Только в чуском зеркальном производстве исполнялось 8 стандартных типов узоров, и каждый из этих типов мог воспроизводиться в различных его вариациях.

Самым распространенным и вместе с тем сугубо «зеркальным» орнаментальным мотивом является «горный узор»: композиции, составленные из рельефных фигур в виде иероглифа «гора» (внешне напоминает русскую букву «Ш»). Чаще всего воспроизводились четыре такие фигуры, расположенные строго по четырем сторонам от центральной части орнаментального поля. Этот композиционный вариант истолковывается в качестве символического изображения четырех горных массивов, обозначающих четыре части света, т. е. имеет космологический и космографический смысл. В других вариантах показываются пять или шесть «гор», которые образуют звездообразные комбинации. Во всех случаях основные фигуры выполнены на фоновом узоре, заполняющем всю оставшуюся поверхность, либо в окружении дополнительных геометрических элементов.

Излюбленными приемами зеркальных дел мастеров были растительный орнамент и «облачный узор». Растительный орнамент имеет два основных типа: 1) «цветочные узоры», состоящие из повторяющихся стилизованных изображений четырехлепестковых цветков или из четырех симметрично расположенных бутонов, которые выполнены в рельефе и на фоне геометрического орнамента; 2) «узор цицании» (цицания, кит. цзяо — сорт дикого риса), тоже обычно составленный из повторяющихся изображений четырехлепесткового цветка, которые в сочетании с дополнительными элементами — треугольниками, лентами — образуют ромбовидные или звездовидные комбинации.

«Облачный узор» ведет свое происхождение от знаменитого иньского «узора грома» и тоже состоит из повторяющихся элементов-завитков (с разной степенью сложности конфигурации), которые могут быть разделены на круговые сегменты рельефными кольцами или служить фоновым узором для звездообразных композиций, составленных из гладких полос и дуг.

Не меньшей популярностью в зеркальном производстве пользовались и зооморфные мотивы, имеющие три главных типа: 1) «узор цикад» (или «цикад и драконов») — повторяющиеся спиралевидные фигуры, возникшие, принято считать, из сильно стилизованных изображений цикад и (или) дракономорфных фантастических существ; 2) орнамент с птичьими мотивами, также включающий в себя стилизованные или почти полностью переведенные в геометрические фигуры изображения фантастических птиц; 3) орнамент, состоящий из изображений зооморфно-фантастических, в первую очередь дракономорфных существ с постепенным переходом в элементы полугеометрического-полурастительного орнамента.

Во второй половине периода Борющихся царств декор зеркал мог исполняться и в технике инкрустации с использованием благородных металлов, что приближает их к произведениям ювелирного искусства.

Но китайское зеркальное производство не остановилось на этих достижениях. Последующие столетия ознаменовались не только совершенствованием декора зеркал, но и изобретением их новых технико-конструктивных видов. Важнейшей орнаментальной новацией стало использование многофигурных сюжетных сцен — например, зеркало, датируемое II в. до н. э. и найденное (1992 г.) в одном из южных погребений. Его тыльная сторона (диаметр 18,4 см) украшена художественной композицией, состоящей из 32 фигур бессмертных-сяней, 4 тигров, 4 леопардов, 16 деревьев, 12 горных пиков, 4 драконов и черепахи, изображение которой помещено в центре.

В I—II вв. зеркала начали украшаться высокорельефными изображениями божественных персонажей, выполненными по иконографическим стандартам. Тогда же установилась практика исполнения на них эпиграфических надписей, чаще всего стихотворных строк благопожелательного или охранительного содержания, например: «Пока способны видеть солнечный свет, будем помнить друг о друге». Такие надписи вводились в общий орнаментальный контекст либо служили единственным декоративным элементом. Кроме того, в эти же столетия вошли в практику росписи (лаковыми красками) тыльной поверхности зеркал.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Чжоуское бронзолитейное производство: традиции и н arrow Узоры для зеркал   © ArtofEast.ru All rights reserved.