История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Значимость бронзовых масок

26.12.2011 г.

бронзовые маскиБронзовые маски тоже находятся в нескольких различных по времени и географии погребениях, что указывает на их значимость в чжоуской похоронной обрядности. Однако их семантика и функции остаются неясными. Древнейшими образцами являются две маски, найденные в погребениях в окрестностях Пекина (комплекс в Люли-хэ, 21 х 21,6 см, 18,3 х 18,3 см), и набор из восьми масок (высота 15-15,7 см, ширина 16,3-17,1 см, толщина 0,3 см) из усыпальницы княжества Ин. Набор состоит из 4 пар масок, каждая из которых изображает мужское и женское лицо. Все маски выполнены по единой иконографической схеме: улыбающиеся лица с круглыми глазами, массивными бровями и с заметной долей зооморфизма, что сближает их с зооморфно-фантазийными личинами. Еще одна серия бронзовых масок — образ улыбающегося лица с округлыми глазами — присутствовала в усыпальницах царства Чжуншань, где они были вывешены на стенах. В них явно угадываются отдаленные прототипы погребальных стенописных картин.

Хотя нефритовые и бронзовые маски при всем желании невозможно считать собственно художественными произведениями, они подтверждают стремление древнекитайского искусства запечатлеть лицо человека, пусть даже обусловленного сугубо религиозными причинами.

Традиция самостоятельной антропоморфной скульптуры в дошедшем до нас художественном наследии чжоуской эпохи едва прослеживается. На сегодня обнаружено чуть более десяти металлических — бронзовых и свинцовых — и нефритовых скульптурок. Нефритовая миниатюрная пластика (высота до 7,4 см, северо-западный пригород Лояна) повторяет один и тот же сюжет: человек верхом на фантастическом существе, о семантике которого, равно как и предназначении этих фигурок, можно только догадываться. В свинцовых статуэтках (1980 г., окрестности Лояна, 4 экземпляра, высота 21-22 см) воспроизводится фигура человека в коленопреклоненной позе. Древнейшими образцами бронзовой пластики являются статуэтки (высота до 20 см), датируемые началом Западного Чжоу, найденные на территории чжоуской метрополии (в Шэньси). Они воспроизводят облики стоящих людей в необычном, возможно ритуальном, облачении. Некоторые детали этих статуэток, в первую очередь сжатая ладонь, образующая круглое отверстие, делают их похожими, по мнению исследователей, на саньсиндуйское изваяние. В во-сточночжоуских погребениях и только на территории Центрального Китая (Хэнань) эпизодически встречаются однотипные по стилистике бронзовые статуэтки сюжетного характера: мальчик с нефритовой птичкой в руках, акробат с шестом в руках, сверху держит равновесие медвежонок (высота 16,4 см). Выполненные в условно-реалистической, почти с примитивизмом, манере, без какой-либо дополнительной орнаментации, эти статуэтки тем не менее подкупают естественностью, живостью и душевной теплотой.

Все дошедшие до нас артефакты, казалось бы, убеждают в том, что в чжоускую эпоху традиция пластики продолжала развиваться в рамках декоративно-прикладного искусства, тогда как собственно изобразительное искусство по-прежнему пребывало в зачаточном состоянии. Но можем ли мы быть полностью уверенными в том, что обнаруженные в захоронениях изделия адекватно отражают уровень развития современного им светского художественного творчества? Этот вопрос возникает, разумеется, не случайно. Художественный уровень чжоуского изобразительного искусства, основанный на материале археологических изысканий, не только противоречит литературным свидетельствам о нем, но и делает совершенно необъяснимым факт появления грандиозных произведений пластического искусства всего через два десятилетия после завершения чжоуской эпохи.

 
« Пред.
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Чжоуское бронзолитейное производство: традиции и н arrow Значимость бронзовых масок   © ArtofEast.ru All rights reserved.