История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Зооморфно-фантазийная образность

26.12.2011 г.

Зооморфно-фантазийный стиль в орнаментальном искусстве царства ЧуБолее смело зооморфно-фантазийная образность использовалась в искусстве царства Чу. Во-первых, местные мастера стремились вводить ее в декор любых изделий, создавая при этом сложнейшие и причудливые композиции. Такова, например, вышивка на шелке (из погребального комплекса в Цзянлин), состоящая из переплетения самых разных по внешнему виду фигур — змеевидных, птицевидных и зверовидных существ, которые переходят одно в другое.

Еще два характерных артефакта — ножны для меча (длина 130 см) и нефритовая поясная пряжка (Хубэй, IV-III вв. до н. э.). Их поверхность сплошь покрыта столь же замысловатыми комбинациями, состоящими из переплетенных тел змеевидных существ и зооморфно-фантазийных личин, напоминающих маску-таотэ. Если посмотреть на пряжку сверху, то эти комбинации сливаются в новый фантастический образ.

Кроме того, чуской орнаментальной традиции свойственно поистине бесконечное варьирование исходных морфологических типажей. Многочисленны вариации образа фантастической птицы, в которых он приобретает новые детали и нюансы.

Одновременно в чуской орнаментике особую популярность завоевывают сочетания полных зооморфно-фантастических изображений с их стилизованными трактовками, которые постепенно переводятся в элементы геометрического и растительного орнамента. Этот процесс, прослеживаясь лучше всего на материале декора зеркал, вышивок и росписей на лаках, привел к образованию многих новых типов узоров. Вот как возник, например, узор «облачная лента», занимавший одно из главных мест в репертуаре орнаментальных средств китайского декоративно-прикладного искусства IV-I вв. до н. э. Он восходит к образу «птице-дракона», т. е. фантастической птицы с элементами облика змеи или дракономорфного существа. Вначале ее туловище превратилось в ромбовидную фигуру, заполненную волютами, длинный хвост — в С-образную спираль с утолщениями и сердцеобразной фигурой на конце, а шея — в короткую кривую, завершаясь абстрактно-стилизованным изображением головы. На второй стадии ее трансформации появилась композиция, образованная S-образным «стеблем» с отходящими от него спиралями, завитками и волютами, бывшими рудиментами туловища, головы, лап и хвоста «птице-дракона». В конце концов некогда фигуративное изображение приобрело вид растительного мотива, состоящего из «листьев», волют и «гребешков», который обычно объединяется со стилизованными цветочными бутонами на изогнутых « стебельках».Образы фантаститечких птиц в чуском искусстве вышивки

Во-вторых, чускому художественному творчеству была свойственна тенденция к пластическому воплощению зооморфно-фантазийных образов. Помимо сосудов, украшенных высокорельефными и горельефными фигурами фантастических существ, до нас дошло немало изделий в виде полноценных скульптур и пластических сцен. Пример: ритуальный барабанчик, подставка которого образована двумя парными деревянными, с расписным лаковым покрытием, статуэтками, воспроизводящими образы фантастических — цаплеподобных — птиц, которые стоят на спинах лежащих тигров (или леопардов).

В еще более фантазийном духе выполнены две парные бронзовые статуэтки (1991 г., высота 48 см, VI — середина V в. до н. э.), тоже служившие, видимо, подставкой для ритуального барабана. В них воспроизводится облик существа с телом хищного зверя (возможно, это тигр, барс, леопард) и полузмеиной-полузвериной (с оскалом хищника) головой, возвышающейся на изгибающейся по-змеиному шее. Из открытой пасти существа свешивается длинный язык, а его голову украшают ветвистые рога, похожие на рога оленя, образованные фигурами двух извивающихся змей и двух птиц. Спины обоих скульптур венчают еще по одному скульптурному изображению столь же фантастических существ. Поверхность скульптур украшена инкрустациями из меди и полудрагоценных камней, образующими орнамент из стилизованных змеиных тел и фантастических птиц. Вне декоративно-прикладного искусства зооморфно-фантазийный стиль ярче всего реализуется в уже знакомых нам «чуских идолах».

Самым же колоритным произведением местной зооморфно-фантазийной пластики является бронзовое изваяние (высота 143,5 см, вес 38,4 кг) из усыпальницы маркиза И. Перед нами предстает морфологический вариант фантастической птицы — со страусовидным туловищем, тонкой вытянутой шеей и головой в виде отдельной птичьей фигуры, которая увенчана раскидистыми рогами. Рога, голова, шея и когти изваяния инкрустированы золотом, туловище и крылья — бирюзой. «Птица» стоит на плоекой квадратной подставке, имитирующей подстилку (ковер) и украшенной низкорельефным орнаментом, состоящим из стилизованных изображений змей, птиц и облаков. Вместе с «чускими идолами» данное изваяние однозначно указывает на существование в южном регионе Китая развитой традиции культового изобразительного искусства, которое более всего было сосредоточено на разработке иконографии в первую очередь зооморфно-фантазийных персонажей.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Чжоуское бронзолитейное производство: традиции и н arrow Зооморфно-фантазийная образность   © ArtofEast.ru All rights reserved.