История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Долины Загроса

01.07.2010 г.

К числу древнейших очагов земледелия и скотоводства относятся и горные долины Загроса на западе Ирана. Здесь, на территории Курдистана, ранее освоенного охотниками палеолита, в VII тыс. до н. э. сложилась неолитическая культура Джармо. Поселки этой культуры в VII-VI тыс. были распространены по долинам и плоскогорьям, в местах, удобных для выпаса стад и посевов злаков, — это Джармо и Телль-Шемшара в современном Ираке, Тепе-Сохраб и Тепе-Гуран в Иране. Постепенно эти племена начинают расселяться в поисках новых орошаемых пространств для своих полей и новых пастбищ для скота. Возможно, как одно из следствий этого расселения возникаете VI тыс. До н. э. в долине притоков Тигра и в Верхней Месопотамии по Евфрату культура, получившая название Хассунской и которая, по существу, лежит в основе многих достижений цивилизации Двуречья. Выявить эту ее роль позволили недавние раскопки арабских археологов на поселении Телль-ас-Савван около Багдада и советских ученых на Ярым-тепе, неподалеку от Мосула. Несмотря на малое распространение меди, уровень жизни хассунских племен был довольно высок.

В Телль-ас-Савване вскрыты последовательно пять слоев построек, имевших регулярный план, и святилище, превосходящее размерами жилые дома. В погребениях, найденных на городище, обнаружен богатый инвентарь. Почти в каждом из них нашли по нескольку сосудов, выточенных из желтовато-кремового слоистого алебастра, и женских алебастровых статуэток с глазами, инкрустированными -битумом и белой раковиной. В некоторых могилах обнаружили амулеты-печатки, возможно, свидетельствующие о стремлении к магическому обереганию каких-то форм собственности. Керамика довольно однообразна по форме и большей частью обожжена, однако несовершенно, в результате чего все сосуды получили бледно-розовую окраску. Керамика украшена примитивным узором — насечкой.

В конце этого периода появляются уже лощеные сосуды с простыми прямолинейными узорами, нане-сенными черной краской. Однако вершиной развития прикладного искусства этого времени следует считать керамику, обнаруженную в некрополе поселения Самарры, которую некоторые исследователи даже рассматривают не как культуру, а как нечто большее — как само-стоятельную ступень развития. Ке-рамика периода Самарры уже вся глазурована и обожжена до бледно-розовой или зеленоватой окраски и украшена орнаментом «плетенкой», имитирующей корзинное плетение. Посуда разнообразна по формам (миски, тарелки, чашки, горшки с горлышком и без него). Узор сложный и изысканный: птицы, животные, кружащиеся как бы в вихревом движении, женщины с развевающимися волосами и соединенные тонкими линиями со скорпионами. Вихревое движение часто подчеркивается, как бы направляется узором в центре — розеткой, «свастикой», квадратом. Все изображения, безусловно, имели магический смысл и были связаны с погребальными обрядами.

Последнее обновление ( 27.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow Древнейшее искусство ранних земледельцев ближнего arrow Долины Загроса   © ArtofEast.ru All rights reserved.