История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Главное свойство искусства

01.07.2010 г.

Одно из свойств искусства — это его «заразительность», способность сохранить и передать зафиксированную в слове или в зрительном образе эмоцию, в силу чего мы можем проникнуть в иной для нас мир, восприняв его чувственно, даже не всегда постигнув его первоначальный смысл. Мы иногда забываем, что мир древнего человека, жившего в нерасчлененном единстве с природой, еще неотторгнутой от него, был гораздо эмоциональнее нашего.

 Само восприятие мира, а отсюда и мировоззрение, было эмоционально-окрашенным, а абстрактные обобщения и осмысление причинных связей и закономерностей были мало развиты. Несмотря на то, что был понятен факт повторяемости явлений природы, особенно тех, которые имели отношение к жизни и труду человека, а также была крайне развита наблюдательность, другого объяснения ощущения, что все это поддерживается разумными (а иногда и неразумными, злобными, то есть опять-таки эмоциональными) действиями каких-то могучих существ, не могло быть найдено. Само применение магии, равно как и культовые обряды, строилось на эмоциях, на страстном желании вырвать, добыть, вымолить желаемое у не управляемых человеком и не постигнутых им сил.

Ритм был одной из первых ступеней художественного обобщения, одним из способов упорядочить и сгруппировать явления. Чувство ритма присуще человеку так же, как слух, зрение, осязание, но ощутил и осознал его в себе человек не сразу, тем более не сразу сумел воплотить его образно (первое «открытие» ритма было, скорее всего, двигательным, затем, очевидно, звуковым). В палеолитических изобра-жениях мы почти не ощущаем ритма. Он появляется только в неолите как стремление упорядочить, организовать плоскость (на керамических изделиях) и пространство (в архитектуре). По расписной посуде разных эпох и у разных этнических групп мы можем проследить, как учился человек обобщать свои впечатления от природы, группируя и стилизуя представавшие перед его глазами предметы и явления таким образом, что они превращались в строго подчиненный ритму стройный геометрический, растительный, животный или абстрактный орнамент. Начиная от самых простых точечных и штриховых узоров керамики Хассуны и кончая сложными, стремительными, как бы движущимися изображениями Самарры и Халафа, все композиции органично ритмичны. Ритм линий, красок, форм как бы воплотил в себе ритм движения сперва руки, медленно вращающей сосуд во время лепки, затем гончарного круга, и, что может быть вполне вероятно, сопровождающего лепку напева.

Последнее обновление ( 27.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
Сейчас на сайте находятся:
1 гость
 
 
Главная arrow История искусства arrow Древнейшее искусство ранних земледельцев ближнего arrow Главное свойство искусства   © ArtofEast.ru All rights reserved.