История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Халафская культура

01.07.2010 г.

В VI тыс. хассунские племена сменило население, культуру которого археологи называют Халафской. Кроме Северной Месопотамии, эти племена, видимо, были распространены в Сирии и на Армянском нагорье и, возможно, они частично ассимилировали местные хассунские племена в Верхней Месопотамии. В этот период большого развития достигают ремесла, особенно гончарное дело и металлургия. Так, в одном из халафских поселений, Арпачие, были найдены остатки гончарных печей и «дом гончара».

Полихромная керамика, характерная для этой культуры, сменяет более древнюю группу монохромной керамики. Она разнообразна по форме, узоры на посуде преимущественно орнаментальны, и основным достижением керамистов этого времени можно считать введение цвета: мягкая цветовая гамма разнообразных желтых и коричнево-красных тонов фона в сочетании с черным, красным, коричневым, желтым узорами. Краски обычно наносились на неполированную шероховатую поверхность, а затем, в процессе обжига, становились блестящими, глянцевыми. Фигуры животных и людей выполнены условно и обобщенно, большей частью образуя орнаментальный фриз. Встречаются фигурки животных и сосуды в форме животных, а также вылепленные из глины условно трактованные фигурки женщин с чрезмерно подчеркнутыми признаками материнства (полные бедра, живот, груди, но при этом головы или нет вовсе, или она почти не проработана). Также найдены печати в форме пуговицы, розетки, которые оттискивались на глине и, видимо, использовались одновременно и как украшения — разновидность магических амулетов - и как знаки собственности, опять-таки охраняемой магически. Такие просверленные насквозь печати-украшения выполнены из мягких пород камня. Узор, который вырезался на них - обычно геометрический орнамент или Условное изображение животного. В самом Иране, очевидно, в результате расселения загросских племен в VI-V тыс. до н. э. обнаружены три племенных группы: приурмийский Район северо-запада (поселок Хаджи-Фируз), район Кашана и Тегерана в Центральном Иране (наиболее типичное поселение — поселок Те-пе-Сиалк III) и южный Иран вплоть до Кермана (где в нижних слоях недавно раскопанного городища Тепе-Яхья найдены остатки неолитического поселка). Особенно характерно развитие ремесел и металлургии для IV тыс.

Поселение Сиалк III состояло из многокомнатных домов, где, по-видимому, жили больше семейные общины. К середине IV тыс. вся посуда изготовлялась на гончарном круге. Формы ее изящны и разнообразны. Роспись ее, пожалуй, можно считать уникальной (например, сосуды с изображением барсов). Возможно, некоторые сцены связаны с бытующими мифами и легендами. Найдено много пуговичных печатей, причем их оттиски встречаются на отдельных кусках глины; видимо, они играли роль булл и их подвешивали к корзинам или ими запечатывали сосуды. Древние земледельцы осваивают также долину Сеистана (на границесовременного Ирана и Афганистана) и основывают там будущий центр этого оазиса (Шахр-и Сохтэ), а также достигают границ современного Афганистана (городище Мунди-гак I). Во второй половине III — начале II тыс. до н. э. в Иране начинается формирование раннегород-ских цивилизаций. Видимо, именно племена культуры Самарры начали и последний этап освоения Месопотамии — они спустились по Тигру и Евфрату в заболоченные области Двуречья. Самый древний центр нижнемесопотамской культуры — городище Абу-Шахрайн [Эреду(г)], - расположенный на берегу Персидского залива, синхронен периоду Самарры. Керамика Эреду(г)а близка по стилю самаррской.

Последнее обновление ( 27.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow Древнейшее искусство ранних земледельцев ближнего arrow Халафская культура   © ArtofEast.ru All rights reserved.