История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Каменные сосуды и расписная керамика

01.07.2010 г.

Если бы мы попытались подойти к искусству этого периода с позиции его оценки и захотели бы выделить наиболее совершенные (с нашей, возможно субъективной, точки зрения) произведения, то мы должны бы были остановиться в первую очередь на прикладном искусстве - каменных сосудах и расписной керамике. Сама работа по изготовлению предметов как домашнего обихода, так и культового назначения была творческой, и древнего мастера (точнее, мастерицу, ибо первыми лепщицами посуды были женщины) вело и направляло художественное чутье. Чутье и вкус развивались и формировались в процессе работы, и в той же мере, в какой мастер создавал искусство, само искусство создавало мастера3. Мало взглянуть на миниатюрные алебастровые сосудики из Телль-ас-Саввана, надо взять их в руки, чтобы ощутить тепловатую слоистость желтого алебастра, чтобы понять, насколько чувствовал древний мастер структуру материала, насколько он был изобретателен и наблюдателен в создании бесконечного разнообразия форм (грушевидные, реповидные, «биноклеобразные», в форме лодочки, в форме различных животных, на ножках, без них), как он умел подчинить формы, поверхности и объемы главной задаче - подчеркнуть в изображаемом объекте его функцию, передать его внутреннюю сущность и назначение.

Искусство керамики, которая в самом генезисе своем, безусловно, функциональна и имитативна (подражает ладоням, сложенным горстью, выдолбленному ореху, тыкве), будучи самым простым и элементарным видом прикладного искусства, в процессе развития превращается в одно из наиболее абстрактных искусств, постепенно забывая о своих имитирующих намерениях и становясь поэтому гораздо более свободной в своих формах, чем. скажем, скульптура. Недаром керамика была названа известным американским искусствоведом-марксистом Финкельстайном «кристаллизацией человеческой мысли».

Главное, что поражает нас в керамике периодов Хассуны - Халафа, — это богатство и разнообразие орнамента, игра красок, цвета, уменье скомпоновать и соединить узор и цвет в наиболее гармоничные для глаза сочетания. Керамика этого времени в лучших образцах достигает высшего уровня развития, непревзойденного в последующие времена.

Последнее обновление ( 27.10.2011 г. )
 
След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow Древнейшее искусство ранних земледельцев ближнего arrow Каменные сосуды и расписная керамика   © ArtofEast.ru All rights reserved.