История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Ритмические построения

01.07.2010 г.

Ритм, ритмические построения как объединяющие и организующие пространство элементы проявляются уже в ранних формах архитектуры, в первую очередь культовой архитектуры, и эта черта останется основной и характерной для всей последующей архитектуры древности. Ибо из всех видов древневосточного искусства, при всей традиционности и каноничности древнего искусства в целом, архитектура окажется наиболее традиционной и консервативной — по существу, Все дальнейшее развитие древней архитектуры выразит себя в количественном добавлении по вертикали и горизонтали в основном прямоугольных объемов. Криволинейные элементы, равно как и изогнутая линия, в изобразительном искусстве Древним Востоком так и не были освоены.

Культовая архитектура в завершенном своем виде воплощает и другую, уже более сложную форму художественно-идеологического обобщения — идею божества, которому посвящен храм. Но в период неолита и даже энеолита храм представляет собой лишь замкнутое пространство как последовательную эволюцию более древних форм, одна из ранних стадий которых был просто алтарь под открытым небом или даже отдельно стоящий камень (в этом отношении очень интересен так называемый «храм обелисков» в Библе, представляющий собой огражденный каменной оградой двор с каменными монолитами-обелисками внутри него. Храм датируется началом II тыс. до н. э., но стадиально и в формально-архитектурном отношении представляет собой один из архаических образцов храмовой архитектуры). Эту же форму обобщения воплощает и неолитическая и энеолитическая скульптура. Статуэтки, вылепленные из глины, смешанной с зерном, и найденные в местах хранения зерна и в очагах (как, например, в Калаат Джармо), статуэтки Чатал-Гуюка и Хаджилара с под-черкнутыми женскими и материнскими формами, фаллосы и фигурки бычков, очень часто положенные рядом с человеческими фигурками, синкретически воплощали идею земного плодородия. Наиболее сложной формой этой идеи (и результатом колоссальной и длительной мыслительной работы) являются уже рассмотренные нами мужские и женские статуэтки со зверообразной мордой и вкладышами для косточек, зерен на плечах. Мы даже не можем с уверенностью назвать эти фигурки божествами плодородия, скорее, это представление, предшествующее идее божества - покровителя общины. И как нет осознанного образа конкретного божества, так же нет еще и образа человека ни в неолитическом ни в энеолитическом искусстве, хотя, как мы это видели, антропоморфные формы зачастую воплощаются с большой наблюдательностью в мелкой пластике и изображения человека, часто в очень условном и схематизированном виде, появляются в росписях на керамике.

Человек присутствует в растительном и жи-вотном мире как часть этого мира, как часть окружающей его природы и еще не выделяет себя из этой природы, еще не фиксирует внимания на себе самом, он добросовестно и со свойственной ему острой наблюдательностью включает себя в нее. В этот период человек в первую очередь экстравертен, его интересы и наблюдательность направлены вовне, в окружающий его мир, он как бы говорит нам: «Вот природа, вот мир вокруг меня». Одновременно древнее искусство этого времени несет с собой определенную степень информации, ее содержит даже самый абстрактный узор на керамике. Уже через несколько поколений такая информация, если она не была поддержана устной традицией, неминуемо должна быть искажена или даже вовсе потеряна.

Последнее обновление ( 27.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow Древнейшее искусство ранних земледельцев ближнего arrow Ритмические построения   © ArtofEast.ru All rights reserved.