История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Возникновение гончарного круга

01.07.2010 г.

В конце V тыс. возникает ранняя форма гончарного круга — круг с медленным вращением. В ряде могил обнаруживаются глиняные модели лодочек, по форме очень близкие самым простым лодкам, используемым современным населением и, возможно, связанные с древними магическими представлениями о путешествиях в загробный мир. Однако наиболее интересны в плане мифологических представлений глиняные статуэтки: стройные, удлиненные фигурки женщин с деформированным лицом, напоминающие не то заячью, не то лягушачью морду, с прорезями-налепами на плечах: в них вставлялись зерна сезама. Таким же способом — финиковыми косточками — переданы глаза. Руки или положены на талию или прижимают к груди ребенка. Возможно, в этом образе уже представлена синкретическая идея земного плодородия - растительного, животного и человеческого.

Близкие черты наблюдаются и в соседнем с Двуречьем Эламе (совр. Хузистан в Иране). Если в VI-V тыс. памятники будущего госу-дарства Элам обнаруживают черты сходства с Халафской культурой (последовательные поселения Джа-фарабад, Джови и Бендебаль), то начиная с IV тыс. и весь последующий период своего развития культура Элама тесно связана с культурой и историей Двуречья, большей частью находясь под его влиянием, но и сама в свою очередь неоднократно влияя на него. Памятники комплекса Сузы А (первая половина IV тыс. - начало III тыс. до н. э.) можно отнести к периоду расцвета раннеэламской культуры, пожалуй, превосходящей художественные достижения Двуречья этого времени, во всяком случае в области керамики и глиптики. Керамика, обнаруженная в некрополе поселения Сузы, была вылеплена от руки и сделана специально для погребений: тонкие стенки сосудов пропускают воду. Вся керамика хорошо лощеная, расписана черным, коричневым или лиловатым узором по светлому фону. Для нее характерен геометризм, строго выдержанная орнаментальность и тонкое чувство формы. Иногда на сосудах изображаются сцены из жизни древнего земледельца, скотовода, охотника (например, сосуды с изображением гончих псов, птиц типа фламинго, козла или стилизованного изображения козьих стад, или копья на подставке, возможно, изображение алтаря). Но к концу IV тыс. в Эламе, как и в Двуречье, ремесло отделяется от земледелия, появляется гончарный круг, и бокалы и сосуды с росписью заменяются «типовой» безузорной керамикой.

Этот обзор, который на первый взгляд может показаться несколько однообразным и утомительным, не будет выглядеть таким, если представить себе, что за ним скрываются многотысячелетние человеческие усилия по освоению земных пространств, длинный и тяжелый путь человечества к культуре и цивилизации. И результат этих усилий не такой уж мизерный, как может показаться современному читателю, привыкшему к стремительному прогрессу нашего века. В них уже были заложены все основные достижения человеческой культуры (хотя, конечно, человек древности жил в другом мире и в другом временном измерении, чем мы - Земля для него была бесконечно огромной, а время тянулось много медленнее и неуловимее, при том, что жизнь людей зачастую была гораздо короче, чем теперь).

Последнее обновление ( 27.10.2011 г. )
 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства arrow Древнейшее искусство ранних земледельцев ближнего arrow Возникновение гончарного круга   © ArtofEast.ru All rights reserved.