История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Архитектурные ансамбли Борющихся царств

25.12.2011 г.

Кроме памятников, принадлежащих царствам Ци и Янь, в провинции Хэбэй была сделана серия находок, а именно: комплексы в Линшоу и Пиншань (1974-1978 гг.), относящиеся к другому царству — Чжуншань. Из письменных  источников известно, что это царство было основано «варварской» народностью, называемой «белыми ди». «Белые ди» проникли в Китай ориентировочно в VIII в. до н. э. и первоначально осели в северных и северо-западных районах Шэньси и Шаньси. В VI в. до н. э. они переселились на восток, где и создали собственное государство, которое заняло относительно небольшую территорию в центральной части Хэбэй и в 295 г. до н. э. было завоевано царством Чжао. Несмотря на неясность этнокультурных истоков этой народности, ее малочисленность и непродолжительность существования данного царства, были созданы архитектурные ансамбли и художественные произведения, отнюдь не уступавшие собственно китайским и даже по многим свойствам превосходившие их.

Архитектурный ансамбль, образующий надземную часть усыпальницы чжуншаньских царей

В обоих комплексах было вскрыто более 30 погребений, датируемых концом периода Весен и осеней и периодом Борющихся царств, два из которых оказались усыпальницами местных правителей, царствовавших в заключительной трети IV в. до н. э. В отличие от всех остальных чжоуских погребений, включая царские усыпальницы, они имели надземную часть, образованную грандиозным архитектурным ансамблем, реконструкцию которого облегчила находка его плана, выгравированного на бронзовой пластине, найденной среди погребальных артефактов. Этот ансамбль занимал площадь в форме правильного прямоугольника и состоял из пяти строений различной высоты, которые были воздвигнуты на монолитной глинобитной платформе, и двойной стены с центральными воротами, обращенными строго на юг. При всей уникальности надземной части для чжоуской похоронной обрядности нельзя не заметить, что она по своим планировочным принципам и конструктивным особенностям полностью совпадает с известными на сегодня собственно китайскими храмовыми, дворцовыми и городскими ансамблями. Поэтому, даже если практика подобного оформления царских усыпальниц восходит к этнографическим и строительным традициям самих «белых ди», они явно были приведены ими в соответствие с требованиями и стандартами китайской художественной культуры.

Погребальный инвентарь усыпальниц состоял в общей сложности из 19 000 артефактов, включая бронзовые сосуды с пространными иероглифическими надписями, выполненными в технике золотой инкрустации, бронзовые предметы мебели и интерьера, скульптуры, а также около 3000 изделий из нефрита, хрусталя, агата и нескольких других сортов полудрагоценных минералов. Обращает на себя внимание и широкое использование местными мастерами благородных металлов — золота и серебра. Самыми специфическими ювелирными изделиями оказались два ошейника, красовавшиеся на скелетах собак. Они были выполнены из кожаного ремня, облицованного чередующимися накладками из золотого и серебряного листа. Многие из чжуншаньских артефактов тоже уникальны. Однако в целом они отвечают общему художественному уровню и стилистическим направлениям китайского искусства периода Борющихся царств, а потому единодушно признаются исследователями адекватными образцами всей предметно-творческой деятельности того времени.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Эпоха Чжоу (XI—III вв. до н. э.) arrow Архитектурные ансамбли Борющихся царств   © ArtofEast.ru All rights reserved.