История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Борющиеся царства гегемоны

24.12.2011 г.
Китай в период борющихся царств

В VII-VI вв. до н. э. главными военно-политическими противниками были тогда еще удельные княжества Цинъ Ци, Чу, Цзинъ (XI в. — 369 гг. до н. э., в юго-западной части Шэньси), Сун (1024-286 гг. до н. э., в восточной части Хэнани), У (VIII в. — 473 г. до н. э., в Цзянсу) и Юэ (VIII в. — 333 г. до н. э., в Чжэцзян), последние два из них нередко считаются государственными образованиями, основанными народностями, отличными от обитателей центральных регионов Китая. В период Борющихся царств расклад сил изменился, и лидирующие позиции заняли так называемые семь царств-гегемонов: Вэй, Ханъ, Ци, Янь, Чжао, Цинъ и Чу. Расскажем о них более подробно.

Царства Вэй (403-225 гг. до н. э.) и Хань (403-230 гг. до н. э.) располагались в регионе среднего течения Хуанхэ — соответственно в северной и южной частях Хэнани и в непосредственной близости к чжоускому домену, который в то время фактически уже ограничивался районом столицы Лои. Уступая другим царствам по размеру своих владений и по военно-экономическому потенциалу, оба они тем не менее в силу своего географического положения оказались главными наследниками и хранителями иньских культурно-художественных традиций.

Царство Ци (1027-379 гг. до н. э.) занимало западную часть провинции Шаньдун и юго-восточную окраину Хэбэй, т. е. его владения совпадали с ареалом неолитических восточных общностей во главе с шаньдунским вариантом Луншань, что позволяет видеть в нем их духовного наследника. Действительно, оно обладало специфическими культурными традициями, включая религиозные и космологические представления, к которым мы неоднократно еще будем возвращаться.

Царство Янь (1027-222 гг. до н. э.) утвердилось в северовосточном регионе — на территории Хэбэй, а его столица — город Янь — находилась почти на месте современного Пекина. Будучи расположенным на значительном удалении от чжоуской метрополии и других царств-гегемонов, оно в то же время непосредственно соседствовало с народностями, принадлежавшими к скифо-сибирскому миру (восточные жупы, ху). Кроме того, не исключено, что в нем тоже сохранились рудименты культурно-художественных традиций местных неолитических общностей.

Царство Чжао (403-222 гг. до н. э.) занимало весь левобережный регион бассейна среднего течения Хуанхэ (большая часть провинции Шэньси). И если его южные районы фактически входили в зону центрально-китайского культурно-художественного ареала, то северные также граничили с землями, населенными другими народностями. В период Борющихся царств на соседних с Чжао территориях начала складываться держава гуннов (сюнну), оказавшая  значительное влияние на общую геополитическую ситуацию на Дальнем Востоке. Хотя взаимоотношения обоих рассматриваемых царств с их соседями носили преимущественно военный характер, это не помешало проникновению в их культуру множества различных чужеземных новаций, которые на первых порах наиболее отчетливо проявились в военном деле: овладение мастерством верховой езды, создание конных отрядов. Такого рода нововведения неизбежно сопровождались заимствованием соответствующих элементов костюма, вооружения, конского убранства и их орнаментации.

Царство Цинь начало складываться в VIII в. до н. э. в северо-западной части Шэньси. К периоду Борющихся царств оно установило свое владычество над всем западным регионом Китая, включая юго-восток Ганьсу. В результате оно также оказалось наследником культурно-художественных традиций местных (яншаоских) неолитических общностей и раннечжоуской метрополии. Кроме того, по его территории проходили главные на тот момент внешнеторговые пути, ведшие в «западный край», т. е. центрально-азиатский регион. В середине II — начале I тыс. до н. э. на северо-западе от Китая сформировался огромный, хотя и разнородный, этнокультурный массив, простиравшийся на западе до Восточного Туркестана, на востоке — до Южной Маньчжурии, на юге — до пустыни Гоби и Ордоса (в излучине Хуанхэ) и на севере — до Тувы и Забайкалья. В непосредственной близости от северозападных границ царства Цинь обитали восточно-скифские (сакские) племена юэчжи (юэши) и усунь, владения которых занимали все земли от Тянь-Шаня до Центральной Монголии. Будучи предположительно сарматского (т. е. восточноиранского) происхождения, юэчжи в VII-VII вв. до н. э. населяли большую часть территорий Монголии, Джунгарии и в географии собственно Китая — юго-восток провинции Ганьсу. На юго-западе же царство Цинь граничило с уже знакомой нам таинственной общностью Ба-Шу, точнее, с уже образовавшимся в Сычуани царством Шу. Подобное геополитическое положение не могло не привести к появлению в культуре и этого царства чужеземных заимствований. И наконец, в распоряжении царства Цинь оказались богатейшие залежи природных ископаемых, что стимулировало интенсивное развитие его ремесленно-производственных отраслей, в первую очередь цветной и черной металлургии.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Эпоха Чжоу (XI—III вв. до н. э.) arrow Борющиеся царства гегемоны   © ArtofEast.ru All rights reserved.