История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Коллекция бронзовых сосудов

25.12.2011 г.

Первым открытым памятником чжоуской эпохи стал комплекс Лиюй (Лиюйцунь), обнаруженный в 1923 г. на территории царства Чжао (на северо-востоке Шаньси, вблизи от одноименной деревни). Там была найдена коллекция бронзовых сосудов, относящихся к VI-V вв. до н. э., качество и художественные достоинства которых потрясли не только специалистов, но и широкие круги европейской общественности. В 1924 г. они с грандиозным успехом демонстрировались на выставке в Париже.

На сегодня известны уже более 4000 чжоуских памятников, большая часть которых была также открыта во второй половине XX в. Расскажем только о нескольких наиболее значительных из них.

Для раннечжоуского периода и периода Весен и осеней важнейшими памятниками признаются следующие.

1 Комплекс в Фэнси (50-70 гг. XX в.), состоящий из остатков двух ранних — возведенных, согласно письменным источникам, Вэнь-ваном и У-ваном, — чжоуских столиц, которые располагались на обоих берегах реки Фэнъшуй (в окрестностях Сианя) и занимали общую площадь 10 км2. Они были обнесены глинобитными стенами, включали в себя дворцовые и храмовые ансамбли и ремесленные кварталы из камнерезных, косторезных, гончарных и бронзолитейных мастерских. Рядом с ними были найдены также погребения и захоронения чэмакэны.

2 Комплекс в Фуфэн (1976 г.), находящийся приблизительно в 50 км к западу от Сианя и состоящий из захоронений аристократического семейства Вэй. В одном из них была обнаружена самая полная для первой половины раннечжоуского периода (X-IX вв. до н. э.) коллекция бронзовых изделий: 103 предмета, включая 74 сосуда различных категорий и форм и музыкальные инструменты.

Оба названных памятника и содержащиеся в них артефакты отражают состояние предметно-творческой деятельности именно раннечжоуской метрополии. Сосуды семейства Вэй, с одной стороны, убедительно доказывают ее явную преемственность позднеиньскому официальному художественному творчеству, что представляется тем более показательным, если учесть географическую удаленность раннечжоуской метрополии от иньской. Однако, с другой стороны, в них присутствуют и некоторые орнаментальные новации, говорящие о вступлении местного бронзолитейного производства и оформительского искусства в новую эволюционную стадию.

3 Комплекс в Тянъма (1984 г., основные работы — 1991-1993 гг.), находящийся на юго-западной окраине Шаньси (местность Цюйво) и состоящий из усыпальниц правителей и аристократических семей княжества Цзинь, бывшего, напомним, одним из могущественнейших удельных княжеств периода Весен и осеней. Все они содержали в себе богатый погребальный инвентарь. Особой роскошью отличаются супружеские усыпальницы князей, правивших с IX по VIII в. до н. э. В них находилось огромное число бронзовых предметов (сосуды, оружие, музыкальные инструменты) и 50 нефритовых изделий: кубки-цун, жезлы-гуй, диски-би, пластины-хуан, подвески в виде силуэтных зооморфных и антропоморфных изображений, сложносоставные плательные и шейные украшения и миниатюрная пластика. Примечательно наличие нефритовых изделий — подвесок и статуэток, выполненных как в реалистическом (например, фигурка лежащего быка), так и в зооморфно-фантазийном стиле. Самым специфическим артефактом по сравнению с уже известными нам нефритовыми изделиями является маска, воспроизводящая форму человеческого лица, но выполненная не из целого каменного блока, а состоящая из нескольких десятков отдельных фигурных пластин.

Среди бронзовых предметов тоже присутствуют сосуды, как повторяющие иньские бронзы (котлы-дин) или близкие к сосудам семейства Вэй (но все же отмеченные некоторым своеобразием орнаментальных схем и типов узоров), так и уникальные по художественному решению изделия. К ним относятся в первую очередь сосуды, художественно-архитектоническая композиция которых насыщена пластическими изображениями животных, людей и зооморфно-фантазийных существ, нередко образующих еще и подобие самостоятельных сюжетных сцен.

4 Комплекс в Шанцунълин (основные работы — 19561957, 1990-1993 гг.), находящийся в северо-западной части Хэнани (район водохранилища Санъмэнъся) и состоящий из 240 усыпальниц правителей и аристократических семейств княжества Го. Это княжество представляло собой карликовое удельное владение, которое просуществовало всего два-три столетия — с конца Западного Чжоу до середины периода Весен и осеней. Тем не менее все усыпальницы тоже имели богатый погребальный инвентарь, включающий в себя главным образом бронзовые и нефритовые изделия. Местные нефриты по репертуару и художественным особенностям в целом совпадают с найденными в Тяньма. Среди них тоже присутствуют подвески, выполненные в реалистическом и зооморфно-фантазийном стиле, и нефритовая маска. Хотя есть и своеобразные по художественному решению изделия, например диск-би в виде силуэтной фигуры «свернувшегося дракона», или пластина-хуан, воспроизводящая фигуру рыбы.

А вот бронзовые сосуды, напротив, определенно отличаются от тяньмаских во-первых, ввиду простоты их силуэтных линий; во-вторых, в их декоре зооморфные мотивы оказываются очень скудными и преобладает геометрический орнамент, состоящий из повторяющихся элементов  и тяготеющий к фризовому расположению. Кроме того, здесь присутствуют сосуды необычной формы, типа ларя-гуй с трапециевидными корпусом и крышкой. Очевидно, что это княжество располагало собственным бронзопроизводящим центром, в котором были разработаны специфические оформительские принципы.

5 Комплекс в Пиндиншань (1970 г.), находящийся в центральной части Хэнани и состоящий из 300 княжеских и аристократических усыпальниц тоже карликового удельного владения — Ин (X-VIII вв. до н. э.), а также более поздних по времени (VIII—II вв. до н. э.) погребений местной знати. Самой богатой из них (около 130 изделий) оказалась усыпальница инского князя, правившего в первой половине X в. до н. э. Декор местных бронзовых сосудов тоже имеет ряд отличительных особенностей, в том числе активное использование фризовых композиций и «птичьих» мотивов, сводящихся к стилизованно-фантазийным изображениям парных фигур птиц.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Эпоха Чжоу (XI—III вв. до н. э.) arrow Коллекция бронзовых сосудов   © ArtofEast.ru All rights reserved.