История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Находки в окрестностях Лояна и Чжэнчжоу

25.12.2011 г.

Бронзовый сосуд. Погребения княжества ГоПомимо погребальных комплексов, строго относящихся к тем или иным удельным владениям, на территории Хэнани было обнаружено немало единичных раннечжоуских захоронений и артефактов. Наиболее примечательными являются находки в окрестностях Лояна (1998 г.) и Чжэнчжоу (1999-2000 гг.) бронзовых изделий (сосудов и оружия). Они тоже как бы копируют иньские бронзы, но в самых ранних (эрлигановских) стилистических вариантах.

Мы намеренно начали рассказ с памятников, которые принадлежали к исходно единому культурно-художественному ареалу, сложившемуся, повторим, в регионе бассейна среднего течения Хуанхэ. Но и в рамках этого ареала, как видим, сразу же вслед за вступлением в силу историко-политических центробежных тенденций началось размежевание локальных художественных традиций. Рассмотрим далее, в каком состоянии пребывала творческая деятельность в периферийных по отношению к Центральному Китаю и раннечжоуской метрополии районах.

Северо-восточная периферия раннечжоуского Китая (будущая территория царства Янь) лучше всего представлена комплексом в Люлихэ, находящимся в юго-западном предместье Пекина, нижние стратиграфические слои которого как раз и составляют крайний приграничный населенный пункт, о котором бегло упоминалось в рассказе о контактах Шан-Инь с внешним миром. В ходе продолжительных полевых работ (1962-1995 гг.) здесь были открыты остатки городища с многочисленными жилыми постройками, мастерскими и кладбищем, включая усыпальницу местного князя, правившего в X в. до н. э. Хотя главное место среди погребальных артефактов по-прежнему занимают бронзовые сосуды и украшения, все они отмечены ярко выраженными локальными чертами. Из украшений наибольшее внимание привлекает ожерелье, состоящее из нескольких ярусов, образованных низаньем из 179 нефритовых, агатовых и бирюзовых бусин и подвесок. Такой конструктивный тип ожерелья несколько отличается от нагрудных украшений, типичных для Центрального Китая, и мог быть заимствован, по мнению специалистов, из костюма восточноазиатских (скифо-сибирского круга) или центральноазиатских народностей.

Бронзовые сосуды различаются в двух главных стилистических группах. В одну из них входят изделия, очень похожие на хэнаньские (княжества Ин) бронзы, а в другую — специфические по архитектоническо-художественному решению. Их главной отличительной чертой является настойчивое сочетание собственно орнаментальных и пластических фигур, например, сосуд, на корпусе которого показано рельефное изображение морды быка, плавно переходящее в пластическую композицию — верхняя часть бычьей головы, увенчанной крутыми рогами. Отдельного упоминания в данном случае заслуживают и керамические сосуды ввиду, во-первых, их включения в погребальный инвентарь и, во-вторых, сходства их по формам и орнаментации с хуншаньской керамикой.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Эпоха Чжоу (XI—III вв. до н. э.) arrow Находки в окрестностях Лояна и Чжэнчжоу   © ArtofEast.ru All rights reserved.