История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт
Скачать программу для воздухоплавателей Спецформы, шары Полеты на воздушном шаре отзывы

Памятники Чуского царства

25.12.2011 г.

Для царства Чу на сегодня известны около 1500 памятников, которые имеют несколько региональных и хронологических серий:

1          Комплекс в Синъян, находящийся на южной оконечности Хэнани (на территории одноименного уезда), которая предположительно входила в первоначальный ареал формирования Чу. Там были найдены несколько аристократических погребений, в том числе усыпальница принца крови, скончавшегося в середине VI в. до н. э., с погребальным инвентарем, включающим в себя более 500 бронзовых изделий (сосуды, оружие и комплект из 26 колоколов) и около 200 фрагментов золотой фольги.

2          Памятники южной части провинции Хубэй (районы современных уездов Данъян, Ичан, Чжицзян, Цзянлин и Цзинчжоу), где в VII-VI вв. до н. э. располагалась чуская метрополия. Там были обнаружены остатки трех городов, один из которых отождествляется со столицей Ин, и множество захоронений, большая часть которых датируется V-IV вв. до н. э. и которые образуют несколько отдельных погребальных комплексов: Цзянлин (в окрестностях гор Юйтайшанъ), Ваншанъ (в окрестностях одноименных гор), а также кладбища вблизи городов Чжичэн, Ичан и т. д.

3          Памятники в других районах провинции Хубэй, не входивших в территорию собственно метрополии, например комплекс в Лутайшанъ (1977-1978 гг., восточная часть Хубэй), состоящий из 5 западночжоуских и 30 восточно-чжоуских погребений.

4          Памятники, найденные в северо-восточной части Хунани, в первую очередь в окрестностях Чанша, в юго-восточном пригороде которого еще в 1952-1956 гг. было вскрыто 209 захоронений, относящихся к V—III вв. до н. э.

5          Памятники, сосредоточенные в северо-западной и северо-восточной части Аньхуэй (соответственно территории уездов Шоучжоу и Шоусянъ), бывших во второй половине III в. до н. э. метрополией Чу со столицей в упоминавшемся выше городе Шоучунь (уезд Шоучжоу), где она находилась с 241 по 222 г. до н. э. Благодаря находкам в этих местностях (1933 г.) и состоялось знакомство науки с чуской цивилизацией.

Чуское погребение

Несмотря на определенные региональные и хронологические различия, все чуские погребения обладают рядом общих черт. Во-первых, для них характерно использование деревянных конструкций, обычно разделенных на несколько (чаще всего три) отсеков, которые образуют погребальную камеру и боковые помещения, предназначенные для складирования инвентаря. Во-вторых, в чуской похоронной обрядности было принято помещать усопших в деревянные, обычно с лаковым покрытием, гробы. Нередко тело покоилось в нескольких (до пяти) вставленных один в другой гробах, а еще два-три «запасных» гроба помещались в боковые отсеки. В-третьих, значительную часть погребального инвентаря занимают, как правило, шелковые ткани, предметы одеяния и лаковые изделия, о которых подробнее мы поговорим в разделах, специально посвященных соответствующим видам китайского декоративно-прикладного искусства.

Еще одной особенностью чуских захоронений является широкое использование деревянной и покрытой лаковыми росписями скульптуры, которая изображает верхнюю часть туловища или только голову зооморфно-фантазийных существ — с раскидистыми оленеподобными рогами и длинным высунутым языком. Эти скульптуры, обычно называемые в европейских изданиях «чускими идолами», заметно отличаются размерами и художественной манерой исполнения. Однако они выполнены по стандартной иконографической схеме, что позволяет видеть в них изображение конкретного персонажа чуских верований — скорее  всего, могильного стража. Такова, во всяком случае, весьма распространенная интерпретация в современных исследованиях. Предпринимаются попытки проследить возможные морфологические связи этих «идолов» с образами демонических существ в неолитическом и в иньском искусстве, включая маску таотэ, и отождествить их с чускими божествами и духами, фигурирующими в местных литературных произведениях. В позднечуских захоронениях (в пров. Аньхуэй) присутствует качественно новый тип деревянной скульптуры — изваяния (длина до 1,5 м, высота 1-1,4 м) в виде лежащего фантастического существа с драконообразным телом, но с головой и лапами тигра. Вырезанные из цельного древесного ствола, они тоже украшены лаковым покрытием с росписями, обычно передающими полосатую тигриную шкуру. Кроме скульптур, считающихся изображениями могильных стражей, в чуских захоронениях нередко присутствуют и деревянные фигуры (тоже с красочным лаковым покрытием) стоящих или парящих (подвешивались к потолку погребальной камеры) птиц, крылья которых обычно выполнены в той же технике, что и рога «идолов».

Ярчайшим памятником чуского круга по праву признается усыпальница маркиза И (Хоу Я, 1978 г.) — правителя карликового княжества Цзэн, располагавшегося на северовосточной окраине Хубэй (уезд Суйсянъ) и находившегося в вассальной зависимости от Чу. По сообщениям письменных источников, этот князь умер в 433 г. до н. э., значит, его погребальный инвентарь должен представлять чуское искусство конца VI — начала V в. до н. э.

Усыпальница маркиза И находилась на глубине 13 м, занимала общую площадь 220 м2 и состояла из 4 отсеков: центрального помещения, погребальной камеры, бокового отсека, где находились 13 пустых гробов, и маленькой комнатки, служившей хранилищем оружия и деталей колесниц. Его тело покоилось в деревянном саркофаге, украшенном лаковыми росписями на зооморфно-фантазийные темы, который является древнейшим, полностью сохранившимся образцом данной категории лаковых изделий. Основную часть погребального инвентаря составляли бронзовые (всего 200 предметов, общим весом 10 т), и лаковые изделия. Из бронзовых изделий особо выделяются комплект из 140 сосудов и уникальный музыкальный инструмент — 64 колокола различных размеров и разновидностей, которые были подвешены к семи резным, с лаковым покрытием перекладинам, образующим три яруса. Перекладины поддерживались шестью бронзовыми кариатидами, из которых три нижних имеют высоту 75 см, приближаясь по этому показателю к монументальной скульптуре.

Итак, имеющиеся на сегодня артефакты позволяют воссоздать целостное представление о предметно-творческой деятельности чжоуской эпохи и, в частности, проследить историю развития важнейших в то время видов декоративно-прикладного искусства.

 
« Пред.
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Эпоха Чжоу (XI—III вв. до н. э.) arrow Памятники Чуского царства   © ArtofEast.ru All rights reserved.