История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Погребение в Маосянь

25.12.2011 г.
Изделия из погребения в Маосянь

Самым значительным памятником раннечжоуского времени, найденным на юго-западе, справедливо считают погребение в Маосянь, открытое в 1992 г. в центральной части Сычуани (приблизительно в 100 км к северо-западу от Саньсиндуя) и датируемое X-IX вв. до н. э. И его устройство, и состав погребального инвентаря демонстрируют ряд уникальных особенностей. Находившееся тоже на вершине горы, оно содержало в себе саркофаг, составленный из каменных плит и имеющий общую трапециевидную форму (длина — 2,74 м, ширина в изголовье и нижней части — 0,71 и 0,48 м соответственно, высота в изголовье и нижней части — 1,04 и 0,95 м). На крышке саркофага, прямо над головой усопшего, стоял бронзовый сосуд (высота 32 см, диаметр устья 26,3 см), напоминающий позднеиньские кувшины-лэй, но снабженный в отличие от них двумя массивными боковыми ручками.

Основную часть погребального инвентаря составляли бронзовые изделия: сосуды, музыкальные инструменты (колокола) и оружие.

Для оружия наиболее примечательна коллекция из 20 мечей, клинки которых (длина 20-40 см) точно повторяют собой форму саньсиндуйских нефритовых мечей. Поверхность клинков украшена геометрическим орнаментом или зооморфно-фантазийными изображениями. Некоторые мечи сохранились с рукоятками, имеющими различную форму и самостоятельное художественное оформление. В дополнение к мечам здесь найдены и ножны, которые тоже заметно выделяются на фоне данных предметов вооружения, получивших хождение в других регионах чжоуского Китая. Сказанное относится в первую очередь к двойным ножнам, предназначенным для хранения сразу двух мечей. Именно эта коллекция послужила первоочередным аргументом для тезиса о существовании в Сычуани самостоятельного оружейного производства, где впервые в Китае был освоен выпуск мечей, и влиянии на это производство оружейного дела саньсиндуйцев.

Подавляющее большинство бронзовых сосудов и на этот раз заметно отличаются по формам от позднеиньских и раннечжоуских бронз. Таковы, во-первых, котлы-дин (высота до 25,5 см), имеющие массивное округлое тулово, маленькие ножки и крышку. Во-вторых, сосуды (высота до 20 см), отдаленно напоминающие одну из категорий чжоуской хозяйственной посуды — лари-гуй, но которая утвердилась в бронзолитейном производстве центральных регионов Китая намного позже — в середине периода Весен и осеней. В-третьих, стаканообразные кубки-бэй (3 образца, высота — 15,8-16 см, диаметр устья — 5,2-7,3 см), которые вообще не имеют себе прямых аналогов среди существовавших на тот момент категорий бронзовой столовой посуды. Декор сосудов тоже самобытен — сочетания горизонтально расположенных лент и треугольников, заполненных геометрическими узорами. Наибольшую уникальность демонстрирует предмет, внешне похожий на лопату с ручкой (высота 13,5 см, ширина в верхней части — 12,7 см). Выполненный в технике ажурного литья, он украшен орнаментом, составленным из геометрических фигур и стилизованных изображений змей, птиц и неких животных — тигров или оленей. Кроме бронзовых изделий, заметное место в погребальном инвентаре занимают керамические сосуды, тоже весьма необычной формы, декорированные в некоторых случаях лаковыми росписями.

Комплекс в Маосянь вплоть до недавнего времени оставался самым богатым по археологическим материалам и наиболее своеобразным сычуаньским памятником для всей чжоуской эпохи. Теперь он дополнился усыпальницей правителя царства Шу, обнаруженной (июль 2000 г.) на территории Чэнду и относящейся к самому началу периода Борющихся царств. Она представляет собой прямоугольную яму размером 30,5 х 20,3 м с инвентарем, состоящим преимущественно из керамики и лаковых изделий. И конструктивные особенности самой усыпальницы, и все присутствующие в ней артефакты, бесспорно, отмечены специфическими локальными чертами. Однако они не имеют абсолютной уникальности на фоне погребальной обрядности и художественного творчества остальных регионов чжоуского Китая и демонстрируют, думается, не более чем региональный вариант общекитайского культурно-художественного субстрата.

Сказанное относится ко всем известным сегодня сычуаньским памятникам восточночжоуского периода, которые,  надо сказать, немногочисленны и маловыразительны. Приходится констатировать, что широко распространенный в новейшей научной литературе тезис о культурно-художественной самостоятельности и самобытности чжоуского царства Ба-Шу пока не обоснован надежными вещественными доказательствами.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Эпоха Чжоу (XI—III вв. до н. э.) arrow Погребение в Маосянь   © ArtofEast.ru All rights reserved.