История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Утверждение черной металлургии

24.12.2011 г.

город,железный,черный,который,металлургия,черной металлургии,денежных отношенийДополнительный штрих в крайне пеструю и запутанную картину этнокультурной ситуации и историко-политической жизни чжоуского Китая вносят многочисленные «варвары» (точно неизвестно их происхождение), тоже  часто вмешивавшиеся в междоусобные конфликты. Так, в VII в. до н. э. чуть западнее Сианя обосновались некие ди (монголоидная, тюркоязычная народность или предки народов тибето-бирманской языковой группы), которые в течение почти двух веков хозяйничали на территории чжоуского домена, нанося чувствительные удары соседним китайским княжествам. В долине Хуанхэ, вблизи столицы Лои, свирепствовали жупы (возможно, дальние родственники чжоусцев и ди), неоднократно пытавшиеся взять и сам город. Юго-восточные районы — территории Цзянсу и Чжэцзян — держали в страхе варвары (возможно, племена прототайской группы), добиравшиеся порой и до чжоуской метрополии, справиться с которыми смогла только чуская армия (473 г. до н. э.).

В подобных историко-политических условиях хозяйственная и культурная жизнь Китая, казалось бы, должна была замереть. Но этого не случилось. Напротив, чжоуская эпоха, особенно период Борющихся царств, ознаменовалась бурными новаторскими процессами, охватившими все сферы жизнедеятельности китайского общества и приблизительно в равной мере проходившими во всех регионах, княжествах и царствах.

В хозяйственно-производственной сфере важнейшим процессом стало утверждение черной металлургии. Знакомство китайцев с железом и методами его обработки тоже состоялось еще в неолитическую эпоху. Древнейшим местным железным изделием является гребень, обнаруженный в одном из погребений восточной культуры Давэнькоу, хотя, скорее всего, он был выполнен случайно и вне сколько-нибудь развитого очага раннего металла. Поэтому начальный этап истории китайской черной металлургии принято соотносить с позднеиньским и раннечжоуским периодами. Всего до нас дошло 140 железных изделий, датируемых XIV-VI вв. до н. э., из которых 7 относятся к иньскому времени. Все это — биметаллические секиры и клевцы, бронзовые части которых дополнены (в процессе их литья) железными лезвиями, сделанными из метеоритного железа методом горячей ковки. Первоначальное использование в Китае именно метеоритного железа отвечает общим закономерностям истории мировой черной металлургии. А изготовление биметаллических предметов в течение длительного времени оставалось распространенным приемом в местном ремесленном производстве, прежде всего в оружейном деле.

На протяжении раннечжоуского периода продолжали производиться единичные и однотипные железные изделия, в первую очередь оружие (наконечники для копий и стрел, клевцы) и орудия труда (хозяйственные ножи). Качественный перелом в эволюции китайской черной металлургии наметился в период Весен и осеней, с которого в Китае и начинается собственно Железный век. Всего за два столетия (VI-V вв. до н. э.) репертуар изделий резко увеличился и самое главное расширилась география центров черной металлургии, которые в кратчайшие сроки возникли практически во всех регионах чжоуского Китая — в Хэнани, на северо-западе и западе (Ганьсу, Шэньси), на востоке (Шаньдун), на юге (Хубэй, Хунань), на юго-западе (Сычуань) и на юго-востоке (Цзянсу). В некоторых из них выпускались крупные и сложные по формам изделия. Например, на юге (окрестности Чанша, Хунань) отливались железные котлы-дин. Параллельно совершенствовалась и рецептура железного сплава путем увеличения в нем процентного содержания никеля (до 31,4-35,6% против 0,818,4% в иньском железе). ВIV—III вв. до н. э. в Китае функционировали уже подлинные горнодобывающие и железо-производящие комплексы.

Тогда же китайские мастера приступили к освоению технологии выплавки чугуна, что произошло необычайно рано, по меркам общей истории черной металлургии. Уже в III в. до н. э. ими был открыт способ выплавки ковкого чугуна (кит. чжуте, «литое железо») путем его обжига, т. е. долговременного (около недели) воздействия на исходный сплав высокой температуры. Такой чугун по эластичности приближался к ковкой стали, но обладал значительно большей, чем обычный железосодержащий сплав, твердостью и прочностью. Впоследствии, во II в. до н. э., а также впервые в истории мировой черной металлургии, — китайцы научились получать из чугуна сталь (кит. дате, «великое железо»), причем по технологии, аналогичной бессемеровскому процессу, который был открыт на Западе (в Америке) в 1856 г. И наконец, в течение еще нескольких столетий (с I по III в. н. э.) ими были разработаны способы получения твердой, мягкой ковкой и особо высококачественной стали («многосуточное железо»), которая получалась посредством многократного долговременного сплавления чугуна с ковкой сталью.

Мы неслучайно так подробно остановились на истории развития и достижениях чжоуской черной металлургии, так как, с одной стороны, она служит ярчайшим примером необыкновенно быстрых темпов эволюции научно-технического прогресса современного ей общества, а с другой — черные металлы и сплавы широко использовались в китайском ремесленном производстве, изобразительном искусстве и строительстве. Из чугуна отливались скульптурные изображения и архитектурно-инженерные конструкции. Сталь использовалась как в оружейном деле, так и при изготовлении некоторых деталей построек.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Эпоха Чжоу (XI—III вв. до н. э.) arrow Утверждение черной металлургии   © ArtofEast.ru All rights reserved.