История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Возникновение философских школ и формирование книжной традиции

25.12.2011 г.

Определяющим культурно-идеологическим процессом чжоуской эпохи является переход от архаико-религиозного типа мировосприятия к философскому. Этот переход осуществился в позднечжоуский период, приведя к почти одновременному возникновению значительного числа самостоятельных философских направлений и школ. Ведущими из них традиционно считаются: конфуцианство (кит. Жу цзя, «Школа образованных людей»), даосизм (кит. Дао цзя, «Школа дао»), легизм (кит. Фа цзя, «Школа закона/законников»), моизм (кит. Мо цзя, «Школа [философа] Мо»), «Школа Инь-Ян» (кит. Инь-ян цзя) и «Школа имен» (кит. Мин цзя). Примечательна четкая региональная принадлежность этих школ. Конфуцианство и моизм выросли на основе духовного опыта центральных регионов Китая. Легизм связан в первую очередь с политико-культурными традициями царства Цинь. «Школа Инь-Ян» сложилась в среде астрономов-астрологов, уроженцев восточных районов, работавших в системе «Академии Цзыся» — государственного теоретико-просветительского учреждения, организованного в царстве Ци. И наконец, главными истоками даосизма были верования и космолого-мифологические воззрения царства Чу.

Становление философской мысли сопровождалось формированием полноценной литературно-книжной традиции. Древнейшим книжным материалом, о чем упоминалось выше, служили бамбуковые и деревянные планки (дощечки), имевшие длину 50-70 см и ширину — 12-25 см. Они использовались также для разного рода официальных документов и частных писем. Текст наносился только на одну сторону планки с помощью деревянной заостренной палочки и чернил, сделанных на основе лакового раствора. Конфигурация планок предопределила и порядок его расположения — в колонку и сверху вниз. Понятно, что на одной планке помещался лишь фрагмент сочинения. Полная книга или ее законченный композиционно-смысловой отрывок состояли из нужного числа планок, скрепленных кожаными или шелковыми шнурами, пропущенными через специально проделанные для этого отверстия по их краям. Так получались деревянные «свитки», которые хранились в чехлах-тубах. Наиболее пространные сочинения могли быть образованы несколькими свитками.

«Бамбуковые книги» были неудобны в обращении: они занимали много места, шнуры часто перетирались, и дощечки рассыпались. Поэтому, хотя они имели широкое хождение вплоть до начала нашей эры, уже в конце позднечжоуского периода китайская книжная традиция начала переходить на новый материал — шелковые полотнища шириной 50-70 см. Левый край полотнища прикреплялся к деревянному стержню, на который он и наматывался. Вертикальное (в столбик) расположение текста сохранилось, но теперь он исполнялся обязательно справа налево. Изобретение «шелковой книги» потребовало и новых письменных принадлежностей — кисти и туши. Шелковый свиток, кисть и тушь в скором времени стали и основополагающими живописными материалами.

За последние три десятилетия было обнаружено около сотни подлинных образцов «бамбуковых книг», которые находились как в погребениях, так и в специальных тайниках. Сам по себе обычай включать книги в погребальный инвентарь лучше всего показывает характер отношения к ним в чжоуском обществе, а география подобных находок подтверждает, что книжная традиция тоже активно развивалась в различных регионах Китая.

Мощь и универсальность рассмотренных процессов означают, что в чжоускую эпоху, несмотря на ситуацию административно-территориальной раздробленности и множественность инородных этнических вкраплений, уже действительно полностью сформировался общий этнокультурный субстрат — китайский этнос. Об этом свидетельствуют и многие другие факты, в первую очередь появление этнонима-самоназвания — хуася, и терминов, передающих национальную государственность — Центральное/ Срединное государство (Чжунго) и Поднебесная (Тянъся). На первых порах (до периода Борющихся царств) они прилагались исключительно к обитателям Центрального Китая и их царствам, но постепенно приобрели обобщающий смысл и, кроме того, космологическую и геополитическую семантику.

Формирование китайского этноса по сути сыграло роль действенного противовеса центробежным тенденциям в чжоуском обществе. А в ходе магистральных хозяйственно-экономических и культурно-идеологических процессов были созданы все необходимые предпосылки для нового объединения Китая и воссоздания централизованной государственности.

Чжоуская книжная традиция содержит в себе практически все основные классы китайских литературных памятников: философские трактаты, сочинения анналистического и историологического характера, художественные — поэтические и прозаические — произведения. В них с той или иной степенью проработанности затрагиваются различные сферы и аспекты местной предметно-творческой деятельности. Перечисляются, например, основные ремесленно-производственные центры, излагаются подробности технологических процессов, даются описания конкретных изделий и художественных произведений, объясняется смысл орнаментальных мотивов и образов. Тем не менее подлинное знакомство европейской науки с художественным наследием чжоуской эпохи тоже состоялось лишь в начале XX в.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Эпоха Чжоу (XI—III вв. до н. э.) arrow Возникновение философских школ и формирование книжной традиции   © ArtofEast.ru All rights reserved.