История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Императорские усыпальницы

24.12.2011 г.

Общественное положение, материальные условия, обычаи и привычки провинциального мелкого чиновничества разительно отличались от бытия и духовных потребностей руководящих чинов, а тем более столичных сановников. И все же в китайском имперском обществе контуры социальной и интеллектуальной элиты в основном совпадали. Благодаря этому государство имело возможность осуществлять тотальный контроль над всей интеллектуально-творческой жизнью общества. Но и сами ши осознанно стремились посредством своей интеллектуально-творческой активности содействовать упрочению как правящего режима, так и имперской власти в целом, считая ее верхом совершенства государственного правления. Вот почему в Китае столь авторитарной оказалась традиция официального искусства.

То, что сразу же после утверждения ханьской империи наметился новый виток в сближении предметно-творческой деятельности с государственностью, сопровождавшийся упрочением традиции официального искусства, подтверждается как ее художественном наследием, так и акциями центральной администрации, которые находим в письменных источниках. Была восстановлена система казенных мастерских и контролирующих их правительственных органов, которая теперь включала в себя три специальных ведомства: по производству мебели, предметов роскоши и погребальных принадлежностей. В состав этих ведомств, помимо административных структур, входили и соответствующие мастерские. Что касается художественного наследия раннеханьского периода, то центральное место в нем занимают памятники и артефакты, связанные с императорской и аристократической погребальной обрядностью.

Сохранилось 11 — по числу монархов Ранней Хань — императорских усыпальниц, которые сосредоточены в окрестностях Сианя, где и находилась раннеханьская столица — Чанъанъ. Две из них (Балин, усыпальница императора Вэнь-ди, 179-156 гг. до н. э., и Дулин — императора Сюань-ди, 73-48 гг. до н. э.) находятся соответственно в восточном и южном пригороде Сианя. Девять остальных — к северу от города, образуя подобие кладбища, которое простирается с запада на восток (от Сианя в сторону города Сянъян).

Все императорские усыпальницы представляют собой грандиозные ансамбли, сооруженные по единой планировочно-семиотической схеме. Они включают в себя собственно усыпальницу, надземные строения и «сопутствующие погребения» — захоронения ближайших родственников данного государя, его наложниц и придворных, особо отмеченных августейшим фавором. Общая площадь этих ансамблей может достигать 50 га. Известно, что они сооружались при жизни царствующего императора в течение десятков лет (около полувека).

Собственно усыпальница обычно состоит из нескольких помещений, расположенных на глубине до 40 м под землей. Главными надземными сооружениями являются,  как и в погребальном ансамбле Цинь-ши-хуан-ди, глинобитные конструкции в форме усеченной пирамиды. Наибольшими размерами обладает пирамида над усыпальницей императора У-ди (Маолин): ее высота — 46,5 м, периметр у основания — 240 м, в верхней части — 35,5 м с севера на юг и 39,5 м с запада на восток. Внутри пирамид находились помещения, имитирующие парадные и жилые дворцовые покои с соответствующими предметами меблировки, интерьерными украшениями, а также с личными вещами усопшего монарха. Пирамиды окружали постройки, служившие жильем для обслуживающего персонала: помещения внутри пирамиды регулярно убирались, вплоть до смены постельного белья, одежды проветривались. Раз в месяц парадное облачение усопшего монарха доставлялось в столичное святилище, что символизировало его личное присутствие на литургии. Как видим, в раннеханьский период господствовала вера не просто в посмертное существование умерших императоров где-то в ином потустороннем мире, а в их пребывание в непосредственной близости от живых людей и действенное участие в жизни страны.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Эпоха хань (207 г. до н. э. -220 г. н. э.) arrow Императорские усыпальницы   © ArtofEast.ru All rights reserved.