Общественное положение, материальные условия, обычаи и привычки провинциального мелкого чиновничества разительно отличались от бытия и духовных потребностей руководящих чинов, а тем более столичных сановников. И все же в китайском имперском обществе контуры социальной и интеллектуальной элиты в основном совпадали. Благодаря этому государство имело возможность осуществлять тотальный контроль над всей интеллектуально-творческой жизнью общества. Но и сами ши осознанно стремились посредством своей интеллектуально-творческой активности содействовать упрочению как правящего режима, так и имперской власти в целом, считая ее верхом совершенства государственного правления. Вот почему в Китае столь авторитарной оказалась традиция официального искусства.
То, что сразу же после утверждения ханьской империи наметился новый виток в сближении предметно-творческой деятельности с государственностью, сопровождавшийся упрочением традиции официального искусства, подтверждается как ее художественном наследием, так и акциями центральной администрации, которые находим в письменных источниках. Была восстановлена система казенных мастерских и контролирующих их правительственных органов, которая теперь включала в себя три специальных ведомства: по производству мебели, предметов роскоши и погребальных принадлежностей. В состав этих ведомств, помимо административных структур, входили и соответствующие мастерские. Что касается художественного наследия раннеханьского периода, то центральное место в нем занимают памятники и артефакты, связанные с императорской и аристократической погребальной обрядностью.
Сохранилось 11 — по числу монархов Ранней Хань — императорских усыпальниц, которые сосредоточены в окрестностях Сианя, где и находилась раннеханьская столица — Чанъанъ. Две из них (Балин, усыпальница императора Вэнь-ди, 179-156 гг. до н. э., и Дулин — императора Сюань-ди, 73-48 гг. до н. э.) находятся соответственно в восточном и южном пригороде Сианя. Девять остальных — к северу от города, образуя подобие кладбища, которое простирается с запада на восток (от Сианя в сторону города Сянъян).
Все императорские усыпальницы представляют собой грандиозные ансамбли, сооруженные по единой планировочно-семиотической схеме. Они включают в себя собственно усыпальницу, надземные строения и «сопутствующие погребения» — захоронения ближайших родственников данного государя, его наложниц и придворных, особо отмеченных августейшим фавором. Общая площадь этих ансамблей может достигать 50 га. Известно, что они сооружались при жизни царствующего императора в течение десятков лет (около полувека).
Собственно усыпальница обычно состоит из нескольких помещений, расположенных на глубине до 40 м под землей. Главными надземными сооружениями являются, как и в погребальном ансамбле Цинь-ши-хуан-ди, глинобитные конструкции в форме усеченной пирамиды. Наибольшими размерами обладает пирамида над усыпальницей императора У-ди (Маолин): ее высота — 46,5 м, периметр у основания — 240 м, в верхней части — 35,5 м с севера на юг и 39,5 м с запада на восток. Внутри пирамид находились помещения, имитирующие парадные и жилые дворцовые покои с соответствующими предметами меблировки, интерьерными украшениями, а также с личными вещами усопшего монарха. Пирамиды окружали постройки, служившие жильем для обслуживающего персонала: помещения внутри пирамиды регулярно убирались, вплоть до смены постельного белья, одежды проветривались. Раз в месяц парадное облачение усопшего монарха доставлялось в столичное святилище, что символизировало его личное присутствие на литургии. Как видим, в раннеханьский период господствовала вера не просто в посмертное существование умерших императоров где-то в ином потустороннем мире, а в их пребывание в непосредственной близости от живых людей и действенное участие в жизни страны.
|