История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Великий шелковый путь

25.12.2011 г.
Великий шелковый путь

До сих пор речь шла о взаимоотношениях китайцев с их ближайшими соседями. В ханьскую эпоху контакты Китая с внешним миром приобрели значительно большие масштабы благодаря Великому шелковому пути. Великий шелковый путь состоял из нескольких торговых маршрутов, часть которых сложилась еще в чжоускую эпоху. Истоки его возникновения как такового в китайских исторических повествованиях прямо связываются с миссией свитского императора У-ди — Чжан Цяня (?—114 гг. до н. э.), который был послан им с полудипломатическим-полуразведывательным заданием к гуннам. Чжан Цянь и его спутники были взяты гуннами в плен и превращены в рабов. Затем ему удалось чудом освободиться, выполняя поручение императора, он продолжил свое странствие, добравшись до мест обитания уже ставших к тому времени легендарными для китайцев юэчжи и у су ней. Чжан Цянь провел в странствиях 15 лет (с 139 по 126 г. до н. э.), сумев почти точно определить географию северо-западных, по отношению к империи, земель и разведать пролегающие по ним торговые маршруты. Вследствие собранных им сведений и представленных императору У-ди стало возможным по этим описаниям наладить внешнеторговые отношения, которые привели к возникновению Великого шелкового пути. Имея общую протяженность 6000 км, Великий шелковый путь начинался от столицы Ранней Хань — Чанъани (на месте, напомним, современной Сиа-ни) и шел далее на северо-запад (через Шэньси и Ганьсу). В районе так называемых Джунгарских ворот он подразделялся на два направления — «южную дорогу» и «северную дорогу». Первая из них проходила через район оз. Лобнор, вдоль северного склона гор Куньлунь и через Памир, ведя в Бактрию и Парфию. «Северная дорога» пролегала через Турфанский оазис, вдоль Тяныпаньских гор, по реке Тарии и затем, пересекая Памир, приводила к Ферганской долине, Согду, Среднеазиатскому Междуречью, региону Приуралья и Волги. Бактрия и Парфия выступали перевалочными пунктами: здесь китайские товары покупались местными купцами, которые развозили их в новых направлениях. Во-первых, в Индию — через Гальгит, Кашмир и Гандхару и вплоть до устья Инда. Во-вторых, на Аравийский полуостров — через Северную Месопотамию — в Сирию и Антиохию. В-третьих, уже во И-Ш вв. н. э. — в Дамаск и Рим — через Сирийскую пустыню и Пальмиру. Из Римской империи китайские изделия даже в небольших количествах расходились по Европе. Самым дальним от Китая местом оказалось английское графство Кент, где были найдены (1959 г.) вещи, сделанные в ханьской империи (фрагмент шелковой ткани, датируемый П-Ш вв.). Следовательно, через Великий шелковый путь Китай установил прямые или опосредованные контакты со всеми основными цивилизационными регионами того времени: средиземноморским, переднеазиатским, среднеазиатским и индийским, со всеми существовавшими там государственными образованиями и этническими общностями. Основными экспортными позициями Китая были, помимо шелка, лаковые изделия, парфюмерия и косметика, из импорта — предметы роскоши, сельскохозяйственные культуры (в том числе виноград, благодаря чему в Китае появилось виноградное вино) и лошади.

Почти по всему маршруту Великого шелкового пути встречаются памятники (захоронения, остатки населенных пунктов), которые содержат в себе китайские артефакты (прежде всего ткани) и, кроме того, позволяют наглядно воссоздать распространение на Запад тех или иных китайских культурно-художественных достижений, к примеру, шелкоткачества. Как свидетельство подобных находок сошлемся на Пальмиру (результаты археологических работ 1933, 1937-1938 гг.), находившуюся на западной оконечности Великого шелкового пути, или Керчь, в окрестностях которой еще в первой половине XIX в. (1842 г., каменные женские погребения) были впервые обнаружены подлинные ханьские шелка.

И наоборот, на территории Китая вскрыто немало памятников и захоронений, в которых находятся вещи чужеземного производства или выполненные местными мастерами по привозным образцам. Один из красноречивых примеров — погребение, вскрытое (1995 г.) в Синьцзяне, в котором был похоронен (сохранился мумифицированный труп) богатый торговец с Запада. Он был облачен в шерстяное одеяние с орнаментом на античные темы. В его погребальный инвентарь входили различные изделия, в том числе украшения.

Все эти находки полностью подтверждают интенсивную значимость Великого шелкового пути и факт широкого проникновения китайских изделий в другие регионы мира и чужеземных изделий — в Китай. Но ведь такие торговые контакты неизбежно вели к культурному взаимодействию. Самым значительным событием общекультурного масштаба стало проникновение в Китай буддизма, о чем неоднократно будет говориться в дальнейшем. Что касается непосредственно предметно-творческой деятельности, то она тоже обогатилась множеством разнообразных новаций, включая изобразительные, орнаментальные и технологические заимствования. О каждом конкретном эпизоде отдельно рассказывается тематических разделах этой книги.

Есть все основания утверждать, что именно культурно-художественное взаимодействие Китая с внешним миром послужило одним из стимулов дальнейшей эволюции местного изобразительного искусства.

 
« Пред.
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Эпоха хань (207 г. до н. э. -220 г. н. э.) arrow Великий шелковый путь   © ArtofEast.ru All rights reserved.