История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Общая характеристика ханьской эпохи и ее художественного наследия

24.12.2011 г.

С раннеханьским периодом соотносится политический, экономический и культурный расцвет страны, достигший своего апогея во время правления императора У-ди (Государь-Воин, Воинственный Государь, 140-86 гг. до н. э.). Во второй половине I в. до н. э. в политической и экономической жизни ханьского общества наметились деструктивные тенденции, которые и привели к насильственному свержению царствующей династии. Ее реставрация позволила на некоторое время стабилизировать условия в стране и вернуть ей прежний международный авторитет (царствование императоров Гуану-ди, 25-58, и Мин-ди, 58-76). Но уже в середине II в. ханьская империя пережила фазу агонии с резким падением авторитета верховной власти и ростом массовых антиправительственных настроений. Она погибла в горниле повстанческих движений (восстание «Желтых повязок», 184-185 гг.) и междоусобных войн.

Ханьская империя и ее соседи

Несмотря на неоднозначность проходивших в то время историко-политических процессов, в памяти последующих поколений империя Хань осталась самым могущественным, достигшим наивысшего духовного процветания древним государством. Об этом красноречиво свидетельствует факт использования ее названия во многих этнологических терминах, отражающих национальное самосознание китайцев. «Люди Хань, ханьцы» (ханъжэнь) — этноним-самоназвание, «словеса Хань» (ханюй) и «письмена Хань» (ханцзы) — сочетания, передающие соответственно китайский язык и иероглифическую письменность. Действительно, именно в ханьскую эпоху завершается формирование китайского этноса и основ имперской государственности. Однако ее духовная жизнь бедна принципиальными новациями, как это было при Чжоу. Все культурно-идеологические и художественные процессы носят, скорее, кумулятивный и экстенсивный характер, только упрочивая и развивая достижения чжоуской эпохи. Тем не менее ханьская эпоха ознаменовалась чередой важнейших событий общекультурного характера, которые оказали воздействие на дальнейшую эволюцию национального искусства.

К таким событиям относится, во-первых, провозглашение конфуцианства государственным учением, что состоялось во второй половине I в. (при императоре Мин-ди), максимально усилив влияние конфуцианских художественных воззрений и эстетических установок на творческую деятельность страны, в первую очередь связанную с традицией официального искусства.

Второе событие — рождение в социальной иерархии китайского имперского общества особого сословия, которое обозначается в оригинальной терминологии как ши, в научной литературе — как «чиновничество» или «служилая интеллигенция». Начиная с ханьского времени и на протяжении всей последующей истории Китая именно ши являлись главными носителями традиционной образованности и, следовательно, хранителями и создателями национальных духовных ценностей. Бывшие изначально потомками боковых ветвей аристократических кланов, ши выделились в качестве самостоятельной социальной группы еще в позднечжоуский период. И уже тогда в набор свойственных им занятий входила хозяйственно-административная и интеллектуально-творческая деятельность. Расширение численного состава, повышение социального статуса ши происходили по мере развития административно-бюрократического аппарата имперского государства.

Превратившись в отдельное сословие, ши заняли следующую после потомственной знати ступень в иерархической лестнице и стали наделяться теми же, что и собственно аристократия, привилегиями. Более того, они могли возводиться в аристократический сан в знак признания их заслуг перед страной и троном. А носители аристократических титулов, включая принцев крови, обычно тоже состояли на государственной службе, занимая руководящие гражданские и воинские должности, т. е. являлись высокопоставленными чиновниками. Потенциальное социальное равенство членов этих высших привилегированных сословий впоследствии было закреплено в имперском законодательстве, где они равно полагались «благородными мужами» (цзюнь-цзы), свободными от трудовых повинностей, не подлежащими некоторым уголовным наказаниям и т. д. Конечно, сословие ши было неоднородным по социальным, имущественным и культурным показателям.

 
След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Эпоха хань (207 г. до н. э. -220 г. н. э.) arrow Общая характеристика ханьской эпохи и ее художественного наследия   © ArtofEast.ru All rights reserved.