История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Погребальный инвентарь императорских усыпальниц

24.12.2011 г.

О полном наборе погребального инвентаря императорских усыпальниц судить трудно, так как они давно уже были разграблены могильными ворами. Судя по случайно уцелевшим артефактам, основное место в нем по-прежнему занимали бронзовые и нефритовые изделия, включая оружие, украшения и предметы роскоши.

Из аристократических погребений особо выделяются усыпальницы принцев крови. Это, во-первых, усыпальница принца Лю Шэна (официальный титул — Цзинский князь) — сына пятого раннеханьского императора (Цзин-ди, 156-141 гг. до н. э.), который скончался в 113 г. до н. э. Она находится на северо-востоке Китая (местность Манъчэн, к юго-западу от Пекина, провинция Хэбэй, 1968 г.) и являет собой редкий для древнекитайской погребальной обрядности пример «скальной гробницы». В ней же затем была — в 104 г. до н. э. — похоронена и супруга Лю Шэна — принцесса Доу Вань.

Усыпальница принца Лю Шэна. Общий вид

Усыпальница состоит из нескольких вырубленных в скальной породе помещений. Прямо у входа в нее начинается длинный коридор, где были поставлены натуральные колесницы («легкие повозки» с зонтом-балдахином) и мно  жество сосудов и контейнеров, наполненных съестными припасами и напитками. От коридора идут проходы к остальным помещениям. Кроме погребальных камер Лю Шэна и Доу Вань, были сделаны помещения, воспроизводящие их жилые апартаменты — со стенами, выложенными каменными плитами. «Покои» Лю Шэна имитируют «банкетный» зал, над которым натянут огромный матерчатый тент. Погребальный инвентарь Лю Шэна состоял из 1000 различных предметов, Доу Вань — из 1200. Среди них присутствовали бронзовые сосуды, оружие, интерьерно-бытовые изделия — подсвечники, курильницы, украшения.

Самыми примечательными артефактами оказались скафандроподобные одеяния, сделанные из нефритовых пластин, в которые были облачены оба усопших. «Нефритовый саван» Лю Шэна имеет длину 188 см, Доу Вань — 142 см и состоит из 2160 пластин. В обоих случаях нефритовые пластины скреплены золотой проволокой и образуют конструкцию, плотно облегающую тело, голову, руки и ноги. В ней предусмотрены специальные пластины-покрышки для глаз, носа, ушей, рта, половых органов и заднепроходного отверстия. О том, что при Хань использовались нефритовые погребальные одеяния, неоднократно сообщалось в письменных источниках того времени. Но слово «нефрит» толковалось поздними китайскими комментаторами и европейскими учеными в качестве метафорического обозначения цвета этих одеяний — «зеленый». На сегодня обнаружено уже более 40 экземпляров (в полном комплекте или во фрагментах) ханьских «нефритовых саванов»68. Древние авторы говорили, что эти саваны исполняли ранговую функцию: в зависимости от титула усопшего нефритовые пластины скреплялись золотой, серебряной или медной проволокой.

Возможно, еще более интересный раннеханьский памятник — усыпальницы правителей удельного царства Чу (Чуго), которое было установлено в 201 г. до н. э. на юго-востоке страны, на северо-западе Цзянсу (современная область Сюйчжоу) и возглавлялось исключительно принцами крови. Всего было обнаружено (80-90-е гг. XX в.) 12 усыпальниц, образующих, подобно императорским погребениям, кладбища, расположенные у подножия нескольких гор (Чуваншшь, Шицзышань, Бэйдуншань и т. д.). Существуют три хронологические серии усыпальниц: 179-157 гг. до н. э., 156-129 гг. до н. э. и 128 г. до н. э. — 23 г. н. э. В результате они позволили выявить особенности аристократической погребальной обрядности, характерные для данного региона, и наметить их эволюцию на протяжении почти двух столетий. Ранние усыпальницы (у подножия Чуваншань) отличаются относительной простотой планировки: они состоят из длинного коридора-прохода, по бокам которого находятся несколько симметрично расположенных небольших вспомогательных помещений. Коридор заканчивается погребальной камерой (длина около 11м, высота — 8 м, ширина — 8 м), стилизованной под жилое помещение. Такой планировочный тип погребений, начиная с позднеханьского периода, стал основным для китайской похоронной обрядности.

Во второй хронологической серии усыпальницы дополнились надземными архитектурными ансамблями, частично повторяющими ансамбли императорских усыпальниц, но без пирамид. Они состояли из большого числа внешне хаотично расположенных по отношению друг к другу строений, стен, крытых галерей и прочих построек. Подобные ансамбли тоже предвосхищают собой ставшее впоследствии стандартным архитектурное оформление китайских императорских и аристократических погребений.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Эпоха хань (207 г. до н. э. -220 г. н. э.) arrow Погребальный инвентарь императорских усыпальниц   © ArtofEast.ru All rights reserved.