История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт
элитная квартира в центре Сочи

Взаимоотношения с державой гуннов

24.12.2011 г.

Декоративно-прикладное искусство сюннуКак с политической, так и с культурной точки зрения самыми значительными и масштабными контактами Китая с внешним миром были его взаимоотношения с державой гуннов, которая начала складываться, напомним, на соседних с ним северных и северо-западных землях еще в IV—III вв. до н. э. К раннеханьскому периоду после продолжительных и кровопролитных войн с обитавшими там народностями — юэчжи, усунями — гунны создали подобие имперского государственного образования, территория которого охватывала периферийные районы китайских владений (северные части провинций Шаньси и Хэбэй), современную Внутреннюю Монголию и простиралась далее на север и северо-запад. В укладе этого государства теперь успешно сочетались кочевое скотоводство, как основной вид хозяйственной деятельности гуннов и строго иерархическая социальная структура, копирующая устройство китайской империи и возглавляемая правителем-шанъюем.

Обладавшие мощными и хорошо подготовленными вооруженными силами, прежде всего конницей, гунны реально угрожали безопасности Китая, и китайские центральные власти, начиная с администрации Цинь-ши-хуан-ди, вынуждены были предпринимать постоянные меры для охраны границы и предотвращения угрозы их нашествия на страну.

Первая попытка совладать с гуннами военным путем была предпринята еще Лю Баном всего через несколько лет после его прихода к власти. Зимой 200 г. до н. э. китайская армия, возглавляемая им лично, выступила в поход против грозного соседа. Но он завершился полной неудачей. До этого не знавший крупных поражений Лю Бан попал в окружение и во избежание плена вынужден был пойти на заключение унизительного для него мирного договора, по которому, кроме прочих услових, в жены шаньюю должны были отдать одну из его дочерей. Перемирие продолжалось в течение около 40 лет, пока в 158 г. до н. э. гунны, под предлогом неисполнения китайской стороной условий дипломатических соглашений, не возобновили набеги на приграничные районы империи. Ответные меры не заставили себя ждать.

В 133 г. до н. э. началась новая военная компания, организованная императором У-ди. Китайско-гуннская война продолжалась более 10 лет, завершившись в 119 г. до н. э. разгромом ставки шаньюя и сокрушительным поражением армии гуннов, потерявших более 90 тысяч солдат. Эта победа открыла китайским войскам путь в Среднюю Азию, когда в 101 г. до н. э. они дошли до Ферганы. Однако, несмотря на столь победоносные действия китайской армии, держава гуннов продолжала существовать, и окончательно справиться с грозным соседом ханьским властям удалось только в середине I в. н. э. Часть гуннов ушла в Среднюю Азию, откуда гунны чуть позже вторглись в Европу. Другие же остались на Дальнем Востоке, признав себя вассалами Ханьской империи.

Как и в чжоускую эпоху, военное противостояние ханьской империи гуннам не мешало их культурному взаимодействию. Этнографические и художественные традиции гуннов и шире — скифо-сибирского мира на протяжении раннеханьского периода активно проникали в Китай, что наиболее отчетливо прослеживается на материале оружейного и ювелирного дела. Повсеместно — от районов, непосредственно граничивших с державой гуннов, до предельно отдаленных от нее юго-восточных и южных регионов — широкое хождение получили детали военного облачения и мужские украшения (в первую очередь поясные пряжки и пластины), выполненные из благородных металлов и орнаментированные в скифо-сибирском стиле: оленьи мотивы, «сцены терзания» и т. д. Указанные заимствования не привели к созданию самостоятельного стилистического направления, но они во многом благоприятствовали дальнейшей эволюции местного злато- и среброделания и, кроме того, заметно обогатили репертуар орнаментальных средств всего китайского декоративно-прикладного искусства. Не исключено также, что именно под влиянием религиозных представлений и иконографических стандартов, присущих народностям скифо-сибирского круга, в древнекитайских верованиях и погребальном искусстве утвердились образы змеевидных божеств, культ и иконографические трактовки коня.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Эпоха хань (207 г. до н. э. -220 г. н. э.) arrow Взаимоотношения с державой гуннов   © ArtofEast.ru All rights reserved.