История искусства Китая
Главная
Ремесла
История искусства
Изобразительное искусство
Галерея искусств
Портрет
Жанровая картина
Анималистика
Морской пейзаж
Пейзаж природы
Городской пейзаж
Натюрморт

Захоронение госпожи Дай

24.12.2011 г.

Для раннеханьского периода обнаружено также немало захоронений знати, самым примечательным из которых является гробница «госпожи Дай». Она была открыта (1972 г.) в пределах общего погребального комплекса, обозначаемого как Мавандуй, который расположен в некогда важнейшем культурном центре древнего царства Чу — в окрестностях Чанша (пров. Хунань). «Госпожой Дай» именуется супруга сановника (князь Си), который с 185 по 165 г. до н. э. возглавлял находившийся в этой местности удел Дай — одну из административно-территориальных единиц южного удельного царства Чанша, т. е. эта супружеская пара не имела никакого отношения к правящему дому и занимала отнюдь не самое высокое место в иерархии современной ей социальной элиты. Уточнение общественного положения госпожи Дай оказывается насущно необходимым вследствие уникальности ее погребения.

Оно представляет собой огромную яму (19,5х17,8мв верхней части и 20 м в глубину), в которой располагалась деревянная конструкция (6,7 х 4,81 х 2,8 м), образующая  погребальную камеру и вспомогательные помещения. Очевидно, как таковое оно продолжает собой традицию древних чуских захоронений (земляные ямы с деревянными конструкциями), но отличается от них по ряду конструктивных и семиотических особенностей. Так, все пространство над собственно гробницей и вокруг нее было заполнено древесным углем, закрепленным слоем белой глины, толщиной в 1-1,3 м. В результате она оказалась в искусственно созданном пространстве, полностью герметическом и со своим собственным микроклиматом, что способствовало сохранности не только погребального инвентаря, но и тела госпожи Дай, которая скончалась в 175-174 гг. до н. э. По всем физиологическим параметрам ее останки идентичны трупу без малейших признаков разложения. Вскрытие тела, проведенное медиками КНР, позволило точно определить: возраст госпожи Дай — 54 года, общее состояние ее здоровья (долгие и продолжительные болезни, в том числе вызванные нарушением обмена веществ) и причину ее смерти — сердечный приступ.

Погребальный инвентарь госпожи Дай состоял из более чем 1000 предметов, большая часть которых приходится на лаковые изделия (158 единиц, включая столовую посуду, туалетные принадлежности и мебель), шелковые ткани и предметы одеяния (48 комплектов одежды) и книги, выполненные на бамбуковых дощечках и шелковых свитках. Их дополняли 48 керамических сосудов, почти все они были заполнены яствами и вином. Обращает на себя внимание и богатство погребального инвентаря госпожи Дай, и особенно схема его расположения. В собственно чуских и раннеханьских южных захоронениях погребальный инвентарь обычно складировался во вспомогательных помещениях или частях погребальной камеры, находящихся по бокам, в голове или ногах усопшего. Здесь же он был равномерно распределен по четырем сторонам от гроба и сгруппирован так, что создается впечатление покоев жилого дома. Так, на стенах северного помещения были повешены шелковые занавеси, пол устлан бамбуковой циновкой. В центре стоял столик, сервированный для еды. В западной части погребения находились спальные и туалетные принадлежности, в восточной — деревянные фигуры служанок, танцовщиц и музыкантов, в южной — прислуги мужского пола во главе с двумя надзирателями. Комплект столовой посуды и набор яств и напитков отвечал принятым правилам сервировки стола для пиршественных церемоний.

Тело госпожи Дай было облачено в двадцать комплектов одеяний, покрыто несколькими газовыми и шелковыми вышитыми покрывалами, покоилось в четырех вставленных один в другой гробах с лаковыми покрытиями и росписями. Внешний гроб (длина 295, ширина 150 и высота 144 см) имеет черное монохромное лаковое покрытие. Второй гроб (256 х 118 х 114 см) украшен росписями, выполненными бирюзовой, коричневой, желтой, белой и золотой лаковыми красками по черному фону   и в совокупности воспроизводят некую сюжетную сцену с изображением зооморфно-фантастических существ среди облаков. Третий гроб (230 х 92 х 89 см) имеет покрытие ярко-красного цвета, расписанное красками той же цветовой гаммы на мифологические темы, несколько сложными по композиции и художественному решению. В них переплетаются изображения змеевидных существ, фантастических птиц, оленей и персонажей (неких богов или духов) в человеческом облике. Убедительной представляется точка зрения, что цвет лаковых покрытий гробов и их росписи имели глубинный символический смысл, отражая местные анимистические представления. Сплошной черный цвет внешнего гроба передает смерть госпожи Дай и ее уход из мира живых. Росписи второго гроба показывают переход усопшей в потусторонний мир, где ее встречают изображенные в виде зооморфно-фантастических существ духи-защитники и духи-покровители. Первыми из них считаются персонажи с чертами оленей, змей, хищных зверей и атрибутами воинов — с оружием в руках, верхом на коне, в борьбе с некими существами. С духами-покровителями отождествляются персонажи, в облике которых присутствуют антропоморфные черты и которые выступают в роли танцовщиков и музыкантов. И наконец, красное покрытие третьего гроба знаменует собой воскрешение госпожи Дай в потустороннем мире, а его росписи воспроизводят картину обители бессмертных, где отныне и будет пребывать усопшая, наслаждаясь вечной  жизнью. Попутно заметим, что изложенная трактовка орнаментации гробов госпожи Дай полностью согласуется с анимистическими представлениями царства Чу, которые реконструируются на материале поэтических произведений: вера в странствования усопшего в потустороннем мире, где он встречается с божествами и духами, в конце концов обретает бессмертие, очутившись в царстве высшего блаженства.

Четвертый гроб (202 х 69 х 63 см) имеет самостоятельное конструктивно-художественное решение. Его боковые части были затянуты ворсовой тканью с прикрепленными к ней птичьими перьями (один из принятых, подчеркнем, элементов облика бессмертных). Крышка гроба выполнена в технике расписного лака, но с использованием исключительно геометрического орнамента, который также, видимо, имеет символическое значение, связанное с обретением бессмертия. Примечательно, что этот тип орнамента воспроизводится и на шелковых одеяниях покойной.

Таким образом, гробы госпожи Дай можно признать не только великолепнейшими образцами ханьского лакового производства, но и полноценными произведениями культового изобразительного искусства, которые продолжают художественные традиции царства Чу.

Гробници комплекса Мавандуй

Уникальность погребения госпожи Дай становится тем более очевидной, если сравнить его с другими (причем мужскими), гробницами из комплекса Мавандуй. В них тоже найден достаточно богатый инвентарь (например, комплект лаковой посуды из 200 предметов) и книги, но по своим конструктивно-семиотическим чертам они ничем не отличаются от обычных южных захоронений. Быть может, невзирая на относительно невысокий формальный социальный статус, госпожа Дай имела особое достоинство среди современников? Не исключено, что она принадлежала к местным духовным иерархам — наследникам чуского жречества и хранителям тайных, эзотерических знаний. К такой гипотезе приводит анализ многих других реалий духовной жизни Чу, свидетельствующих о существовании в нем жреческой прослойки и традиции эзотерического знания.

Как и для чжоуской эпохи, дошедшие до нас раннеханьские артефакты позволяют восстановить состояние предметно-творческой деятельности того времени в различных аспектах. К ханьскому лаковому, шелковому, керамическому производству, камнерезному и ювелирному делу мы еще обратимся в соответствующих тематических разделах этой работы. Заметим, что все эти виды декоративно-прикладного искусства явно опирались на художественный опыт и достижения чжоуской эпохи, тогда как бронзолитейное производство претерпело заметные изменения.

Формы и орнаментация бронзовых сосудов окончательно упростились, а их число в погребальном инвентаре неуклонно уменьшалось. Правда, еще встречаются образцы, воспроизводящие то «лиюйский» стиль, то «чуское барокко». Но они выглядят откровенными копиями-архаизмами и нередко выполнены в эклектической манере. Зато популярность и художественный уровень бронзовых изделий интерьерно-бытового предназначения повысились. В них по-прежнему воспроизводятся скульптурные изображения и целые пластические сцены как бытоописательного, так и мифологического характера. Всемирную известность получил, например, светильник из усыпальницы принца Лю Шэна. Выполненный в технике позолоченной бронзы (высота 48 см), он воспроизводит коленопреклоненную фигуру служанки — очаровательной хрупкой девушки, бережно держащей в приподнятой руке фонарь. Показательно, что изделия высокого художественного уровня не были собственностью исключительно представителей высшего эшелона ханьской социальной элиты. Сходные по стилистике и манере исполнения артефакты присутствуют и в погребальном инвентаре «простых» захоронений. Пример — еще один светильник (1987 г., провинция Шаньси, высота 40 см) в виде скульптурного изображения гуся, который не только удивительно выразителен, но и выполнен в редкой для того времени орнаментальной технике росписи по металлу.

При Поздней Хань была предпринята кардинальная реформа погребальной обрядности. Хотя она проводилась сверху, ей предшествовали изменения, постепенно происходившие в структуре самих захоронений и в способах их художественного оформления. В результате вместо артефактов, входивших в погребальный инвентарь, на первый план вышло культовое изобразительное искусство, представленное как пластическими, так и живописными видами. Прежде чем перейти к их характеристике, необходимо остановиться на одном принципиально важном аспекте историко-политической жизни ханьского общества — на взаимоотношениях Китая с внешним миром, которые существенно повлияли и на состояние художественной культуры.

 
« Пред.   След. »
 
 
Главная arrow История искусства Китая arrow Эпоха хань (207 г. до н. э. -220 г. н. э.) arrow Захоронение госпожи Дай   © ArtofEast.ru All rights reserved.